Архив рубрики: Пряничные доски

Отличная новость из ЖЖ: альбомы с пряничными досками

Юзер ataggonyi в нашем ЖЖ-сообществе про пряники поделился отличной новостью: издательство «Официнна» выпустила 2 замечательных альбома пряничных досок:

альбом пряничных досок

140548_original

Читать далее

Пряничные доски. Воронов В.С.

Пряники издавна играли многообразную обрядовую роль в старом русском быту. Сложные свадебные обряды и пиршества, поминовение умерших, дни новоселья, приношение пряников в так называемое «прощеное воскресенье» и дни именин, праздничные трапезы и другие отличительные моменты народной жизни имели в старину теснейшую обрядовую связь с декоративными пряниками. Последние были и вообще как бы обязательным элементом почти каждого неочередного и праздничного столовапия, представляя собой наиболее доступное и широко распространенное лакомство. Изготовлялись пряники, подобно хлебу, квасу и браге, хозяйственным домашним способом. Доски для печатания, по-видимому, бытовали в домоводствах старых многолюдных семей.

Позднее усложнившиеся потребности и вкусы народной жизни в этом направлении стали обслуживаться специальными пряничными заведениями или «заводами», изготовлявшими на продажу в громадных количествах пряники разных сортов, величин, форм, вкуса и ценности. Подобные производственно-торговые предприятия имели особенно широкое место в XIX веке.

Непременной технической принадлежностью как пряничного завода, так и домашнего приготовления пряников, служили резные доски, формовавшие — отпечатывавшие— лицевую сторону пряников, которые исстари усвоили себе на этом основании наименование «печатных». Пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного убранства изготовлялись из хорошо выдержанного материала (береза, груша, ива, липа) мастерами-резчиками, в художественном ремесле которых хранилась длительная преемственность народных вкусов и техники. Являясь прямым ответом на потребности домашнего хозяйства и возникая в среде художественно-бытового ремесла, пряничные доски служат важным и ценным материалом при изучении сложного комплекса памятников народного бытового искусства. Соединяя в себе одновременно и технические, и художественные основы широко распространенного промысла, эти оригинальные доски приобрели отличительную четкость и выразительность как в резном мастерстве, так и в декоративных мотивах. Доски для пряников из обширного собрания Государственного Исторического музея нужно относить, в главной их части, к техническому инвентарю старых пряничных заводов XVIII—XIX веков. По совокупности формально-технических, художественно-иконографических и бытовых признаков эти доски могут быть подразделены на пять главенствующих типов. Значительно различаясь между собой, эти объединения поддаются обособленным типологическим характеристикам. О полной замкнутости и изолированности одного типа от другого, разумеется не может быть речи. Кристаллизуясь в быту и художественном ремесле с обычной, свойственной народному искусству медлительностью, накапливая и проясняя свои формальные особенности в долговременном процессе, они сохраняют также многие черты общего характера. Эта общность выражается в переходящих, изменяющихся в трактовке, но устойчивых внутри иконографических мотивах и в единообразном складе резной техники.

Вышеуказанные пять типов пряничных досок можно обозначить следующими наименованиями:

  1. Фигурные
  2. Штучные
  3. Наборные
  4. Почетные
  5. Городские.

Читать далее

Изготовление пряничных досок

Пряники в России всегда были излюбленным лакомством. Когда-то специально к Новому году хозяйки выпекали небольшие пряники в виде птиц и зверушек, которые использовались как елочные украшения, а потом их можно было съесть. К весенним праздникам выпекали жаворонков, как символ весны и пробуждающейся природы. Богато украшенные затейливыми узорами пряники дарили на свадьбе невесте, а имениннику на день рождения. Иные подарочные пряники весили несколько пудов. По форме пряники были очень разнообразными. Их делали в виде птиц, рыб, зверей, фантастических животных, пароходов, теремов и даже фигур людей. Распространены были пряники-барельефы, изображавшие всадника на коне, гусара, барышню, кавалера под руку с дамой. Иногда на пряниках выполнялись разные надписи. Специально для детей выпекались небольшие пряники, каждый из которых украшали буквой алфавита. По ним дети впервые знакомились с буквами.

По технологии изготовления пряники делятся на три основных вида: лепные, вырезные и печатные. Лепные пряники были распространены на русском Севере. Никакого специального оборудования для их формовки не требовалось — их лепили из теста прямо руками. Красота и выразительность таких пряников полностью зависела от искусства пекаря, от его умения в условной декоративной манере передавать самое характерное. Лепной пряник подчас представлял собой довольно сложную декоративную скульптуру.

Вырезные пряники вырезались из теста ножом или металлической формой в виде изогнутой по контурам пряника полоски. Вдавливая ее в тесто, получали одинаковые силуэтные фигуры.

Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами— так называемыми пряничными досками. Форма для пряников — это доска из древесины лиственных деревьев с вырезанным в ней обработанным рельефом или, как его еще называют, контррельефом. Мастер, режущий пряничную доску, должен в совершенстве владеть приемами выемчатой резьбы. К тому же ему необходимо обладать пространственным воображением, чтобы представлять, как будет выглядеть та или иная деталь формы после получения отпечатка на тесте.

Читать далее

Городецкие пряничные доски

Эта специфическая форма резьбы существовала в це­лом ряде городов и местечек Центральной России, но, пожалуй, только в Городце она стала подлинным искус­ством.

Пряничные доски городецкие мастера поставляли и в другие города, в особенности в соседние, где суще­ствовал пряничный промысел, использовавший для «пе­чатных» пряников доски-штампы.

Когда возник пряничный промысел в Городце, уста­новить трудно. Вероятно, в XVII столетии, так как в писцовой книге, относящейся к концу века, отмечено пряничное производство, но, во всяком случае, расцвет этого промысла наступает лишь в XIX столетии. Раз­витие этого промысла связано с переводом Макарьевской ярмарки, этого мощного всероссийского торжища, из Макарьева в Нижний Новгород.

«Городецкие жители занимаются… печением пряни­ков, которые славятся во всем Поволожье и Восточной России и расходятся в Пермскую, Оренбургскую губер­нии и даже на Дон»,— писал в 1862 году Н. П. Бого­любов.

Пряничная доска. Пароход «Владимир»

Пряничная доска. Пароход «Владимир»

Читать далее

Изобразительные мотивы на пряничных досках

В XVII-XIX веках в России искусством пряничного дела славились города Архангельск, Вологда, Вязьма, Городец, Москва, Тула, Тверь. Пряники создавали разнообразными способами: их лепили, вырезали при помощи металлических форм и, наконец, печатали с помощью деревянных досок. Фантазия народных мастеров вызвала к жизни веселые образы пряничных рельефов. В орнаментальный рисунок рельефов входят преобразованные элементы реальных форм: перья птиц, чешуйки рыб и т.д.

Пряники получили распространение на Руси с древнейших времен. Их дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Пряники, предназначенные для подарков, в почесть, часто делали по специальному заказу очень большими. Некоторые из них были так велики, что весили по несколько пудов. Чтобы такой подарок доставить по назначению, его везли на санях, а иногда и на двух.

Накануне Нового года крестьяне многих русских деревень справляли коляды. К этому дню всегда пеклись фигурные пряники в виде птичек, которые так и назывались — колядки.

Читать далее

Русская народная резьба по дереву

Роль пряников в жизни русского народа и их широкое распространение хорошо известны. Недаром без «без пряника печатного» не обходится ни одно угощение ни в былине, ни в русской народной сказке. Крайне разнообразные по способу своего приготовления, они разделялись по своему назначению. Среди них имелись «прощальные», «подарочные», «поминальные», «свадебные», «печатные» и целый ряд других. Самое название «печатный» указывает на характер его поверхности, украшенной, как печатью, каким-нибудь узором, который получался не только от красиво расположенных цукатов или цветных потоков сахара, но и от глубоко вырезанных в деревянной форме украшений. В этих украшениях резчики наши давали широкий простор своей фантазии, предпочитая изображениям трав фигуры фантастических животных и сказочные постройки.

Пряничная доска из коллекции Шабельской

Пряничная доска из коллекции Шабельской

Читать далее

Пряник печатный

C ним было связано множество обычаев и поверий. Его подносили именинникам и молодоженам. Он употреблялся на рождественских праздниках, на масленичном гулянье и семейных торжествах. Его дарили любимым, ему приписывали магические и лечебные свойства… Ну и конечно же, он был лакомством — радостным, редкостным и для взрослых, и для детей.

Пряничная доска

Пряничная доска

Читать далее

Тверские пряники

В верховьях Волги стоит древний русский город Тверь. С незапамятных времен тверичи славились «резным по дереву мастерством». Знаменитые тверские деревянные ковши с рукоятками в виде конских головок возами вывозились на рынки России.

Кроме посуды, Тверь была знаменита и своими пряниками. Выпекались они самых различных форм  размеров и отличались абсолютной белизной и изысканным вкусом. Тверские пряничники держали свои магазины не только в Москве и Петербурге, но и в Берлине, Лондоне, Париже.

Пряничная доска. Поволжье. Первая половина XIX века

Пряничная доска. Поволжье. Первая половина XIX века

Читать далее

Тверские пряники

Среди разных изделий с резьбой по дереву большой интерес представляют тверские пряничные доски, которые в большинстве за ненадобностью, к сожалению, уже не сохранились. Этим объясняется их отсутствие в Сергиево-Посадском собрании. Имеются лишь отдельные образцы как в ряде местных краеведческих фондов, так и обширных собраний Государственного Исторического музея. Полная и весьма интересная коллекция имеется в Государственном музее этнографии. Несмотря на отсутствие статей по этому виду искусства, даже отдельные краткие сообщения дают представление о большом распространении пряничного производства во многих местах Тверской губернии. Оно существовало и в Осташкове в конце XVII века, где в 1690 годы Нилова пустынь закупала пряники для раздачи славельщикам на Рождество. Известно, что в 1717 году вяземскими пряниками в городе торговал Игнатий Уткин. В 1780-е в Твери было семь пряничных заведений, а в других городах работали мастера-пряничники: в Погорелом Городище — пятнадцать, Торжке — тринадцать, Бежецке — пять, Старице — четыре. Больше сведений имеется по XIX веку. В 1846 году в Тверской губернии разные пряники выпекались в двадцати пряничных заведениях. Сахарные изготовлялись в Красном Холме (одно заведение) и в Твери (три), и при этом изделие Нечаевых отличались ароматом и вкусом перечной мяты. Медовые и паточные пряники вырабатывались тоже в Твери (четыре заведения), затем в Кашине (три), на одном из них работал сам хозяин и члены его семьи. Больше всего пряников производили в Торжке — 6700 пудов в год на семи заводах, из которых в шести работали также своей семьей. Новоторжские изделия отличались примесью перца и кардамона. В Ржеве в двух заведениях выпекались только медовые пряники. В Калязинском уезде пряники делали в селе Семендяево. В 1860 году число пряничников возросло, а к концу XIX века стало сокращаться.

Читать далее