Тверские пряники

Среди разных изделий с резьбой по дереву большой интерес представляют тверские пряничные доски, которые в большинстве за ненадобностью, к сожалению, уже не сохранились. Этим объясняется их отсутствие в Сергиево-Посадском собрании. Имеются лишь отдельные образцы как в ряде местных краеведческих фондов, так и обширных собраний Государственного Исторического музея. Полная и весьма интересная коллекция имеется в Государственном музее этнографии. Несмотря на отсутствие статей по этому виду искусства, даже отдельные краткие сообщения дают представление о большом распространении пряничного производства во многих местах Тверской губернии. Оно существовало и в Осташкове в конце XVII века, где в 1690 годы Нилова пустынь закупала пряники для раздачи славельщикам на Рождество. Известно, что в 1717 году вяземскими пряниками в городе торговал Игнатий Уткин. В 1780-е в Твери было семь пряничных заведений, а в других городах работали мастера-пряничники: в Погорелом Городище — пятнадцать, Торжке — тринадцать, Бежецке — пять, Старице — четыре. Больше сведений имеется по XIX веку. В 1846 году в Тверской губернии разные пряники выпекались в двадцати пряничных заведениях. Сахарные изготовлялись в Красном Холме (одно заведение) и в Твери (три), и при этом изделие Нечаевых отличались ароматом и вкусом перечной мяты. Медовые и паточные пряники вырабатывались тоже в Твери (четыре заведения), затем в Кашине (три), на одном из них работал сам хозяин и члены его семьи. Больше всего пряников производили в Торжке — 6700 пудов в год на семи заводах, из которых в шести работали также своей семьей. Новоторжские изделия отличались примесью перца и кардамона. В Ржеве в двух заведениях выпекались только медовые пряники. В Калязинском уезде пряники делали в селе Семендяево. В 1860 году число пряничников возросло, а к концу XIX века стало сокращаться.

Читать далее «Тверские пряники»

Пряничные доски в собрании Государственного Русского музея

Сколько труда, изощренной выдумки и подлинных открытий вложили в свои произведения ремесленники, скульпторы, живописцы и архитекторы для того, чтобы их творения не только радовали взор современников, но и противостояли времени, пережили смену поколений и исторических эпох. И только мастера одной из древнейших профессий — пекари и кулинары — на протяжении многих веков с беспечной щедростью одаренных художников не задумывались над долговечностью своих изделий.

Из обширного перечня блюд русской народной кухни сохранилось немногое. Особенно до обидного скудны наши сведения и конкретные представления об убранстве праздничного стола, о внешнем виде многочисленных яств и кушаний, сказочная изукрашенность которых поражала современников, воспевалась в былинах и сказаниях. Однако в истории русского кулинарного искусства есть приятные исключения. Так, об украшении одного из древних и наиболее популярных изделий русских пекарей — печатном прянике мы имеем возможность судить не только по дошедшим до нас рецептам и случайным зарисовкам художников. И в настоящее время можно внимательно рассматривать распластанные фигурки фантастических зверей и птиц, любоваться замысловатым узорочьем трав и цветов, читать надписи и сравнивать изображения, которые помещались на пряниках Москвы, Новгорода, Владимира и других городов и сел двести, триста и даже восемьсот лет тому назад. Правда, особой заслуги мастеров кулинарного дела в этом нет. Они затратили менее всего усилий, чтобы обеспечить долговечность произведениям своего мастерства, сохранить и донести до других поколений их неповторимую нарядность и красоту. Хрупкие изделия пекарей-пряничников не могли бороться со временем и до нас не дошли. Сохранились лишь пряничные доски — деревянные резные формы для оттиска рельефного или графического узора на праздничных, подарочных и свадебных пряниках.

Читать далее «Пряничные доски в собрании Государственного Русского музея»