Пряничное дело в Туле до 1917 г.

Был жарок цех.
Витал ванильный дух,
И оживал, румянясь перед нами.
Прославленный за всеми рубежами
Тот пряник тульский — чудо женских рук.

Сергей Галкин

Тула — город во многом не похожий на другие русские провинциальные го­рода, прежде всего — своей самодостаточностью, которая связана с ремеслами и промыслами, до­стигшими в руках тульских умельцев успехов, нигде не виданных и ставших по сути своей на­стоящим искусством.

Самовар и пряник — устойчивые атрибуты тульского чаепития, которое не в такой моде в мире, как японская чайная церемония, но все же знак нашей тульской самобытности.

Бытуют легенды о семи чудесах света. Туляки не без гордости говорят, что знаменитый туль­ский печатный пряник — восьмое чудо света. И, ссылаясь на давние сказания, знатоки утверждают  что пряничное ремесло возникло в Туле гораздо раньше оружейного, самоварного или гармонного. Возможно, это очень смелое высказывание  но нет сомнения, что пряник — это произведение высокого, подлинно народного искусства, идущее из глубоких недр далекого прошлого. И, несомненно, древняя Тула является столицей пряничного производства.

С древнейших времен любили на Руси пряники — один из самых доступных и распространен­ных видов русского хлебосольства. С незапамят­ных времен крестьяне занимались сбором меда, переработкой фруктов и ягод, изготовлением масла и выращиванием пшеницы. Вот почему для русской кулинарии характерно обилие вы­печенных изделий, среди которых особое место занимает пряник.

Пряник как обязательный атрибут издавна играл многообразную обрядовую роль в старом русском быту, будь то различные празднества или. ритуальные торжества. Это вкусное угоще­нье сопровождало русского человека с рождения и до последнего вздоха. Начиная с малолетства, дети знали это лакомство. Заплакал ребенок — его утешают кусочком пряника, отправились отцы и деды на ярмарку — дети с нетерпением ждут их возвращения с гостинцем: с фигурками петушков, коньков, львов, оленей, рыбок, птичек и других зверушек.

Для малышей пекли и так называемые пряники-«пальчики»: маленькие узкие прямоуголь­ники, на которых рельефно пропечатывались имена — Ваня, Маша, Катя, Петя. Излюбленным лакомством для ребятишек были коврижки-бук­вы. Откусит ребенок букву и — запомнит ее. Кто не захочет учиться по такой вкусной «печеной» азбуке!

Также пряники присылали невесте. Примет избранница подарок — можно засылать сватов, нет — стало быть, нелюб, значит, указала от ворот поворот. Пряник был аналогом того самого баш­мачка, который девушки под Рождество кидали — по тому, как ляжет пряник, девушки опреде­ляли, надолго ли еще затянется их незамужняя жизнь. Для подарков девицам парни приготав­ливали пряники с цветами и надписями: «знак любви», «знак верности», «знак уважения», «знак дружбы», «знак памяти».

В день свадебного торжества пряник препод­носили невесте, чтобы ее жизнь была красивой и сладкой. Пряники заменяли хлеб-соль при встре­че молодых. Перед ними клали на стол самый большой и с лучшим рисунком пряник, обильно усыпанный ягодами. Заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям раздавали по кусочку большого пряника, так называемого «разгонно­го», в центре которого, например, изображалась рыба с золотыми перьями.

Иногда пряники имели совсем неожиданное применение, к примеру, были предметом игры. В Тульской губернии во время ярмарок и база­ров люди собирались в группы и кидали пряни­ки размером не более 20 см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался.

Служили пряники и «съедобной газетой», рекламой. Они информировали народ о новостях, о развитии техники, искусства, о поли­тике. Стоило в 1815 году в России появиться первому пароходу «Русалка» на Волге, и он сразу же попал на румяный пряник. Удостаи­вались чести быть запечатленными на вкусном лакомстве и артисты цирка, балерины, певцы, выступавшие в том или ином городе. Пряни­ки знакомили покупателя с моделями одежды, особенно дамской, изображали кареты, злато­верхие терема, сцены из быта горожан и селян, предметы домашнего обихода, героев народных сказок и легенд, домашних животных, птиц, зверей, фрукты, цветы и пр.

С древних пор на Руси пряник считался сим­волом благополучия, достатка и семейного счас­тья. Широкому разнообразию ритуалов русского быта соответствовало и разнообразие пряничной продукции. Русские пряники подразделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадеб­ные, поминальные.

Пряник являлся также неотъемлемым атри­бутом многочисленных заговоров и гаданий. По народному поверью, пряники заключали в себе целебную силу, помогающую при самых тяжких болезнях. На оборотной стороне таких пряников писалось евангелие от Иоанна, которое необхо­димо было читать в первый день Пасхи.

Пряник, любимое лакомство простого наро­да, был связан крепко-накрепко с его жизнью, и поэтому он часто упоминается в русском фоль­клоре. «Ешь пряник с начинкой, а язык держи под сурдинкой», «Хорошее замужество — прянишна коврижка, а худое замужество — гробовая покрышка», «Тарас есть пряники горазд, а Филат бы и каше рад», «Кралечка, дал бы пряничка, да ломаного нет», «Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные» (пряники с надписями сто­или дороже).

Встречается упоминание о пряниках и во мно­гих произведениях знаменитых русских поэтов и писателей. Все помнят пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке»: «За столом сидит она царицей, наливают ей заморские вина, заедает она пря­ником печатным». Упоминается о русском пря­нике в произведениях В. Вересаева, И. Бунина, Л. Толстого, А. Толстого, И. Шмелева и других писателей.

Старинные документы сохранили сведения о том, что пряники в давние времена были обяза­тельной принадлежностью царского стола.

В существовавших на Руси пряничных шко­лах печатные пряники были самыми популяр­ными. Среди них наиболее известные тульские — сырцовые, медовые, сливочные, коричневые с мраморно-глянцевой поверхностью, зубчатым краем, золотистым тестом и фруктово-ягодной начинкой.

Очень непросто определить, когда наши пред­ки — древние славяне — испекли первый пряник на тульской земле. Как поется в народной песне: «…Может, бабка, может, дед, замесили тесто, из муки и патоки выпекали пряники…» Но сомневаться не приходится: пряничное дело насчиты­вает не одно столетие.

Дульная, Ствольная, Арсенальная… Когда-то на этих улицах жили оружейники, а рядом с ними соседствовали мастера мирного промысла — пряничного. Эти тульские ремесла развива­лись параллельно.

Во многих публикациях говорится о том, что тульский пряник — это лакомство с 300-летней историей, он пережил 13 императоров и множес­тво партийных вождей, несметное число войн и несколько революций. Историографический отсчет ведется с момента первого упоминания в письменных источниках, когда о прянике была сделана запись в писцовой книге за 1685 год, а не с тех незапамятных времен, когда был испечен в Туле первый пряник.

В книге «Тула. Материалы из истории города XVI — XVII столетия» читаем:

«С Никольской улицы в тупичке подле Покровской церкви… против того тупичка за Никольской улицей у Горшечного ряда на тяглой земле во дворе по­садский человек Панфилка Фирсанов сын Сушкин торгует орехами и пряниками, тягла за ним 2 деньги».

Известный тульский ученый и краевед В.Н. Ашурков в книге «Город мастеров» пишет:

«Как и во всех русских городах XVII века, боль­шинство с трудом несло посадское тягло и жило в беспросветной нужде, «кропали портное, дела­ли крашенины, ножишки», занимались всяким иным «рукомеслом», торговали по мелочам оре­хами и пряниками».

Письменное подтверждение тому, что пряни­ки в Туле пекли еще в 1685 году, дает также книга «Старинные производства Тульского края», в ко­торой сказано: «Еще в XVII-XVIII вв. в Туле пек­ли и продавали мятные, медовые и «печатные» пряники, украшенные затейливыми узорами». Так, в экспозициях многих музеев сохранились доски с надписями: «Пряник кушать добрым людям во здравие и честь», «От милаго подарок дороже золота», «Милости просим нашей хлеба-соли» и др.

Издревле в большом количестве в Туле вы­пекали «жамки» (название мелких пряников без декоративного рисунка).
Тульский пряник называют печатным, по­тому как исстари формовался он при помощи специальных пряничных досок. Эти деревянные формы вырезались из дерева лиственных пород, чаще всего из груши, березы, липы. Такая дере­вянная форма с рельефно углубленным узором накладывалась на тесто, и на нем отпечатывалось изображение. Масштабные размеры, харак­терные только для Тулы сюжеты отличали их от многочисленных «собратьев».

В те далекие времена доски создавались ору­жейниками, поэтому как на ружьях, так и на досках присутствовала тонкая резьба — чистые линии, диковинный замысловатый узор. Рель­ефная поверхность пряников отличалась пласти­ческой мягкостью, плавностью линий. Рисунки тульских пряничных досок лишены натуралис­тического правдоподобия, но в них удачно пере­дано общее внешнее сходство с живой натурой, присутствуют грация и изящество. Композиция узора, завершенность орнаментального строя оригинально подчеркнуты мерным ритмом зуб­цов-фестонов, обрамляющих контур пряника.

Исполнение тульских пряников свидетель­ствует о богатстве народной фантазии. Невоз­можно сосчитать сюжеты, рожденные фантазией большого мастера. Каких только привлекатель­ных, затейливых рисунков и узоров не «выпи­сывали» тульские умельцы на пряниках! Вот веточка ели с шишкой, орнамент из снежинок — это новогодний сюжет. Надпись «Ясная По­ляна» и белые башенки с коричневыми соснами переносят нас в известный всему миру музей-усадьбу Л.Н. Толстого. Башни Тульского кремля наполняют сердце гордостью за славный город оружейников, говорят о его ратных и трудовых подвигах, величии и славе.

Каждый хозяин пряничного заведения в те давние времена имел свой секрет и традиции из­готовления пряников и, грозя увольнением, тре­бовал от пряничников скрывать рецепты даже от учеников, не допускал, чтобы в пекарне было больше двух-трех мастеров, знающих все от на­чала до конца. Составные части теста и начинок они взвешивали с помощью осколков кирпича, голышей, кусков железа. Импровизированные гири постоянно прятались под замок, и никто из учеников не имел ни малейшего представления о весовом соотношении примесей. Учение тя­нулось долго. Чтобы стать подмастерьем, следовало два-три года проходить в учениках, освоив все этапы производственных традиций. Рецепты, хранимые в секрете, передавались по наследству сыновьям.

В записной книжке знаменитого тульского кондитера П.И. Козлова был найден вот такой, например, рецепт тульских пряников: «Пряни­ки тульские: 2 фунта муки крупитчатой, 2 фунта муки мягкой, один фунт меду, 2 фунта сахарного песка, полфунта масла сливочного (можно рас­тительного), 2 яйца. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Подмазав деревянную фор­му (пряничную) растительным маслом «печатать»,складывая отпечатанное на доску и после отпекать в очень жаркой печке, часто перевора­чивая».

Несмотря на то, что у каждого кондитера-мастера были свои маленькие хитрости, все они пользовались для приготовления пряников му­кой и медом местного производства. Древние традиции выращивания продуктов высокого качества идут от веками хранимой мудрости. Поди узнай, чем пшеница с Куликова поля, мед с лугов Ясной Поляны лучше тех продуктов, что выращены в других регионах.

Тульские кондитеры-пряничники торговали в Петербурге и в Москве. Об этом свидетельству­ют сохранившиеся документальные кадры немо­го кино: Петербург, Невский проспект, мелька­ют прохожие, вывески магазинов, лавочек, одна из них — «Пряники из Тулы».

Сведения о том, какие ярмарки проходили в Тульской губернии, содержатся в «Адрес-кален­даре Тульской губернии» на 1868 год: «Пятниц­кая ярмарка — в десятую пятницу по пасхе (од­нодневная). Казанская — 8 июля. Михайловская — 8 ноября. Базары: г. Тула — четверг и воскре­сенье, г. Алексин — вторник и четверг». Они со­бирали огромное количество горожан и жителей близлежащих мест, бывали шумными, яркими, веселыми: с балаганами, каруселями, Петруш­кой и всякой всячиной для желудка, в том числе с пряниками.

Пряников на ярмарках в Туле продавалось великое множество, к примеру: «Ванеливый», «Миндальный», «Малиновый», «Шоколадный», «Баран» и т.д., форма — круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные. Были в продаже на­борные пряники, или «пальчики» — коврига, поделенная на доли. И на каждой — имя: Ваня, Маша, Даша, Саша. Для простонародья выпе­кали пряники дешевые, без начинки, сухие «па­пушники».

В «Памятной книжке Тульской губернии» за 1870 год в разделе «Тульские изделия и главный их сбыт» говорится:

«Тула же славится своими пряниками, которые наравне с знаменитыми вяземскими продаются на Нижегородской яр­марке. Торговцы тульскими пряниками, кроме одного, занимают там самое маленькое поме­щение… Первыми между этими торговцами мы назовем Афанасия и Егора Гречихина, за ними следует Роман Ларионович Гречихин, который один из всех имеет большую лавку с пряниками, потом Илья Алексеевич Шаболовский и Щу­кин… Пряников всех сортов приготовлено было на ярмарке 1869 г. — 4200 пудов, на сумму 12 840 руб. Пуд их шел в цене по 1 руб. 50 коп., 2 руб. 50 коп., 3 руб. 70 коп. до 4 руб. 50 коп.»

Трудно бу­дет перечислить все сорта товаров, которые Тула высылает на Нижегородскую ярмарку. Недаром туляки прославились, как народ самый искусный, по которому сложилась пословица: «Туля­ки — блоху на цепь посадили».

В Туле очень любили масленицу — за ярмар­ку. Она в Туле «ритатуйкой» называлась. В день ярмарки в балаганах — представление, в палат­ках — любого товара навалом: от сапог до черепеника (булочка из низкосортной муки) с пост­ным маслом.

Тульский пряник был желанным лакомством для всех. Пряникам из Тулы присуждали золо­тые медали и призы в Болгарии, Сербии, Фран­ции, Италии, Англии и других странах мира.

Искусство тульских мастеров увековечено в легендах. Например, одна из них очень точно пе­редает уникальность и огромную популярность тульского печатного пряника.

«В давнее-предавнее время один князь, от­ведав тульских пряников, тут же вознамерил­ся печь такое же лакомство у себя в княжестве, чтобы дивить гостей посольских. Позвал он из Тулы-города искусного пряничных дел мастера и сказал ему: «Коли угодишь мне, коль пряники будут вкуса тульского, осыплю тебя жемчугом да золотом, а не угодишь — прогоню с позором».

Согласился мастер, потому как в славе хо­дил среди тульских пряничников. Стал он кол­довать-работать, а когда пряники были готовы, попросил князя отведать чудо-лакомство. Отве­дал князь и лицом изменился, и в гневе обозвал пряничных дел мастера неумехой, мошенником за то, что пряники были вкуса не тульского, и прогнал с позором.

Позвал князь из Тулы другого пряничных дел мастера и сказал ему, что говорил первому, с позором прогнанному. И второй мастер согла­сился, потому как еще в большой славе ходил среди тульских пряничников. Оглянул этот мас­тер сусеки с мукой, заглянул в колодец и гово­рит князю такие слова: «Подавай, князь, сюда муку тульскую и воду тульскую, иначе работать не согласен». Подумал-подумал князь и ответил: «Будь по-твоему». И приказал своим людям до­ставить в княжество то, что требует пряничных дел мастер. Когда муку и воду привезли, стал колдовать-работать мастер, а потом попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и в еще большем гневе обоз­вал пряничных дел мастера мошенником и про­гнал с позором.

А чудо-лакомство не выходило из княжеской головы, и позвал он из Тулы третьего пряничных дел мастера, совсем уж не имевшего себе равных, и сказал ему те же слова, какие говорил первому и второму, прогнанным с позором.

Третий мастер оглядел муку, на язык попро­бовал и сказал: «Хороша мучица». Оглянул он воду, зачерпнул ковшиком, отпил глоток, во рту подержал и сказал: «Хороша водица». «Ну, при­ступай к работе да помни наш уговор», — сказал ему князь. Мастер подумал-подумал и ответил: «Приступлю князь, но при таком еще условии -окромя тульской муки да окромя тульской воды, подай сюда, князь, и воздух тульский, тогда бу­дет вкус у пряников такой, какой тебе надобен». Задумался грозный князь. Понимал он, что муку или воду привезти из Тулы нехитро, а воздух привезти нельзя. Думал-думал князь и лицом изменился, посветлел. Отпустил он пряничных дел мастера, наградил его горстью жемчуга и горстью золота за находчивость».

На многих замечательных изделиях туль­ских оружейников XVII-XIX веков стоит лич­ное клеймо мастера. Эти клейма видели Брюс­сель и Париж, Лондон и Берлин. Они — признак принадлежности ружья или клинка к элитной продукции Тулы оружейной. Авторитетные мас­тера-пряничники также выпускали «именную» продукцию, которую знали и в России, и в Европе.

В Тульском краеведческом музее сохрани­лись резные доски с инициалами знаменитых тульских пряничников: «СК» — Семен Кузьмин, «Щ» — Щукин, «РГ» — Роман Гречихин, «ИШ» — Илья Шаболовский, «ТГ» — Тула, Гусев.

Замечательная пряничная форма была, на­пример, вырезана к 200-летию Тульского ору­жейного завода, на которой значится «1712 -1912». Коронацию императора Николая II в 1896 году тульские мастера отметили по-своему — вы­резали доску, посвященную этому событию.

А по окончании русско-турецкой войны 1877-1878 гг. сначала на пряничных формах, а затем и на пряниках можно было прочесть фамилии ге­роев сражений, русских генералов Ф.Ф. Радецкого, М.Д. Скобелева.

Тульский пряник был представлен в экс­позициях многих известных международных выставок — в Болгарии, Франции, Италии, Ни­дерландах и т.д. Об этом свидетельствуют со­хранившиеся пряничные доски с надписями: «Линбурск», «Линверс», «Римски», «Rom», «ВГ Французи» и другие. Не судите строго за орфог­рафию: мастера университетов не оканчивали, поэтому писали, как слышали. А многие резчи­ки были и вовсе неграмотными и вырезали лишь рисунки.
Самый первый двухпудовый тульский пря­ник был подарен императрице Екатерине II еще в 1778 году на юбилее Санкт-Петербурга. На нем была изображена панорама молодой столицы Российского государства. Размеры пряника и его изысканный вкус поразили Екатерину Великую.

В XIX — начале XX вв. кондитерское произ­водство Тульской губернии большей частью представляло собой кустарный промысел. В основном, это были мелкие кондитерские с не­большим количеством мастеров. Все оборудо­вание таких кондитерских составляли одна-две жаровые печи. В них вырабатывали различную сладкую продукцию: конфеты, карамель, шоко­лад, печенье и, конечно, пряники.

Особую популярность пряник обрел в XIX веке. Архивные материалы за 1831 год упомина­ют по Туле 24 мастера пряничного цеха, напри­мер, Н.Финка, Н.Энгеля, А. Шаболовского.Среди них были ремесленники-одиночки и та­кие, которые имели работников и учеников.

Из тульских газет за 1830-е годы можно уз­нать о тульских пряничниках Михаиле Терен­тьевиче Сушкине, Андрее Филатове, Петре Струнине, Алексее Жданове, Марии Тимо­феевне Белобородовой. В 60-е годы XIX века популярностью пользовались также пряники мастера Котылкина и его ученика Петра Тимо­феевича Бодрова.В «Памятной книжке Тульской губернии» за 1830 год значатся четыре пряничника. Вероят­нее всего, это были братья Гречихины, Белолипецкие, Щукины, Шаболовский.

Архивные документы за 1878 год донесли до нас информацию о пряничных мастерских Ива­на Яковлевича Корокова, Никиты Кавинина, Григория Киреева, находившихся на Посоль­ской улице. А на Воронежской улице работало пряничное заведение тульского мещанина Алек­сея Николаевича Александрова.В конце XIX — начале XX вв. в Туле среди производителей пряников существовала острая конкуренция. Наряду с вышеперечисленными пряничниками, в городе были известны и такие кондитеры, как Андрей Васильевич и Юлия Ва­сильевна Полетаевы.

В архивных «Карточках торговых и промыш­ленных предприятий» г. Тулы значится, что с 1909 по 1913 г. на Воронежской улице существовал «Торговый дом Ляръ и Лебонеръ». С 1914 года его владельцами являлись А.В. и Ю.В. Полетаевы, а с 1915 года — Е.П. Ананьев и К°. Оборот конди­терского заведения в 1913 г. составлял 5000 руб., в 1914 г. — 6500 руб., в 1915 г. — 4500 руб., в 1916 г. — 5000 руб.

В «Карточках торговых и промышленных предприятий» г. Тулы за 1908-1914 гг. есть све­дения о мещанке Варваре Александровне Котюковой, которая вела пряничную торговлю в собственном доме на Посольской улице, о пря­ничнике Иване Демьяновиче Панове. Архи­вные материалы донесли до нас также фамилии таких кондитеров-пряничников, как П.Н. Сапельников, Ф.П. Копылкин, К. Чулков. Конди­терская лавка последнего находилась напротив храма Петра и Павла, торговля велась пряника­ми и фирменными конфетами-тянучками.

А вот фамилии самых знаменитых тульских мастеров конца XIX — начала XX вв.: братья Гречихины, Щукины, Сериков и компания, Белолипецкие, Козлов, Шаболовский.Самыми авторитетными знаменитыми кон­дитерами-пряничниками в Туле были купцы Гречихины. Династия Гретохиных известна с начала позапрошлого века. Они выпекали самые лучшие тульские пряники и продавали их в Рос­сии и за рубежом.

Ларион Гречихин, основатель пряничной ди­настии, жил в собственном доме на Мало-Тро­ицкой улице (сейчас ул. Болотникова), который перешел по наследству к его сыновьям Егору, Роману и Афанасию, продолжившим семейную традицию. Братья регулярно участвовали в Ни­жегородской ярмарке, продавая сладкое лакомс­тво пудами.

Из архивных документов известно, что в 1896 году братья Афанасий и Егор Гречихины прода­ли в Нижнем Новгороде 420 пудов вкусного то­вара, выручив огромные по тем временам деньги — 13 тысяч рублей.

В 1889 и 1900 годах на Всемирных выставках в Париже знаменитые гречихинские пряники были удостоены «Гран-при» и золотых медалей. Особенно парижане восхищались двухпудовым пряником-исполином и торговым павильоном, крыша которого была целиком сделана из туль­ских пряников.

В 1885 году Василий Романович Гречихин наследует пряничное предприятие отца. Он пе­рестроил фабрику, снабдив ее новейшим по тем временам машинным оборудованием. Фирма В.Р. Гречихина становится одним из самых круп­ных кондитерских предприятий в городе. Первый магазин, торговавший гречихинскими пря­никами, находился в Спасском переулке рядом с ул. Менделеевской (сейчас на этом месте газон у «белого дома»). Второй магазин открылся в доме на углу улиц Петровской (ныне Ф. Энгельса) и Посольской (ныне Советская); дом этот стоит и сейчас, на нем есть мемориальная доска, напоми­нающая о Гречихине.

Василий Романович Гречихин был самым титулованным пряничником в Туле, «королем» среди кондитеров-пряничников. Он участвовал во многих российских и зарубежных выстав­ках (к примеру, в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге), где завоевал более 10 раз­личных наград — золотых и серебряных медалей, грамот. Он удостаивался также ценных подар­ков, например, был отмечен золотым крестом и перстнем Российского императора.

Василию Романовичу Гречихину был пожало­ван титул почетного гражданина Тулы и вручена памятная медаль. В 1897 году на кустарно-про­мышленной выставке за свои пряники Гречихин получил Похвальный лист от «Общества для со­действия и развития кустарной промышленнос­ти в Тульской губернии».

В архивах сохранились данные об уникаль­ном гречихинском прянике с изображением пла­на города Тулы.

Стоит отметить, что Гречихины для суве­нирных пряников заказывали специальные жестяные сундучки, которые запирались на крошечные замочки. Большим спросом пользо­вались знаменитые заказные пряники «Экстра» В.Р. Гречихина в таких сундучках. Каждый пря­ник был завернут в отдельную бумажку, и на каждом, в растительном орнаменте, можно было увидеть имя великого писателя или артиста. Пряники эти шли по цене шоколада.

Очень интересны рекламные объявления в «Тульской молве» за 1910 год:

«Предлагаются лучшие пряники В. Р. Гречихина в Туле против Кремля. На многих русских и иностранных вы­ставках фирма удостоена высших наград. Пряни­ки «Смесь» по 5 ф. чистого веса в ящиках: № 1-й — за ящик 1 руб.; высший сорт — 1 р. 50 коп.; «за­казные» — 2 р. В изящных эмалированных жес­тянках «заказные» 2 р. 20 коп. и «экстра» 3 р.»

В начале XX века огромной популярностью в Туле пользовалась продукция кондитерской фабрики, принадлежащей Василию Евлампиевичу Серикову. Он «родился в сельце Епишкова в 1852 году недалеко от Алексина в семье крепостного. …В 1867 году Василий окончил курс Алексинского уездного училища. В конце XIX века приехал в Тулу, женился, но жена рано умерла, и Василию от шурина после его смерти досталось кондитер­ское заведение, сохранившееся до наших дней».

В 1881 г. на Староникитской улице Сериков возводит двухэтажный дом. На первом этаже на­ходился магазин, в котором продавались конди­терские товары, на втором жила его семья.

В 1910 году начинается реконструкция кон­дитерской фабрики на углу ул. Староникитс­кой и Конной площади К ней пристраивается кирпичная галерея и каменная лестница вместо деревянных пристроек. Из архивных докумен­тов известно, что на предприятии было 7 от­делений: карамельное (26 чел.), конфетное (20 чел.), пряничное (15 чел.), халвяное (6 чел.), мармеладное (15 чел.), упаковочное (6 чел.), вертельное (95 чел.).

Кондитерские изделия, выпускаемые заведе­нием, продавались под торговой маркой «Кон­дитерская и пряничная фабрика Торгового дома Сериков и К°», и ассортимент их был весьма разнообразен: пряники многих сортов и видов (ореховые, апельсиновые, абрикосовые, миндальные, шоколадные, дынные, «Экстра» в жестяных коробочках), конфеты, шоколад, мар­мелад, халва.

Каждый туляк, от мала до велика, знал пря­ничные изделия фирмы Михаила Григорье­вича Белолипецкого. Основанная им фирма «М.Г. Белолипецкий с сыновьями» выпускала пряники множества сортов и форм.

В архивных документах за 1885-1886 гг. запи­сано:

«О фабрике: пряничное заведение. Состо­ящее в г. Туле, на Пятницкой улице (ныне ул. Металлистов. — Авт.) в собственном доме. При­надлежит: Тульскому купцу (крестьянину Туль­ского уезда, с. Романово) Михаилу Григорьеви­чу Белолипецкому. Год учреждения — 1872.

Название изготовляемых изделий: пряники разных сортов — 2500 пуд. на сумму 12 500 руб.; конфеты — 100 пуд на сумму — 600 руб. Итого: 2600 пуд на сумму 13100 руб…»

В 1882 году на Всероссийской выставке в Москве М.Г. Белолипецкий получил серебря­ную медаль за образцы выставленных пряников, на Тульской торгово-промышленной выставке фирма удостаивается Похвального листа (1884 год), а на российской выставке в Каширском уезде — бронзовой медали от министерства фи­нансов с надписью «За трудолюбие и искусство Белолипецкому».

В 1888 году М.Г. Белолипецкий получает за свои изделия золотой перстень с рубином и бриллиантами от императрицы Марии Федо­ровны и золотую медаль от короля Сербского. Есть сведения о награждении знатного купца-пряничника золотыми и серебряными медалями от великого князя Владимира Александровича.

После смерти Михаила Григорьевича, по его завещанию, управлять фирмой стала его жена Ксения Павловна Белолипецкая. В 1897 году за пряники вдова Белолипецкого на кустарно-про­мышленной выставке в Туле получила бронзо­вую медаль.
У основателя фирмы М.Г. Белолипецкого было пять сыновей: Иван, Василий, Николай, Платон и Александр. С 1908 года фабрика пере­ходит в руки сыновей.

В «Тульской молве» за 1907 год читаем:

«Всемирно-известные Тульские миндаль­ные пряники М.Г. Белолипецкого С-вей. Тула. Пятницкая улица, близ Чугунного моста. Фир­ма существует с 1872 г. и удостоена золотыми и серебряными медалями… Пряники высылаются почтой от 1 фунта и больше. Ежедневно свежие. Просим удивиться!»

В «Карточках промышленных и торговых предприятий» за 1908-1910 гг. указано, что Пла­тон, Василий и Александр Белолипецкие вели пряничную торговлю на ул. Пятницкой в собс­твенном доме. Этот дом сохранился до наших дней.

В начале XX века большой популярностью в Туле пользовалась продукция известных конди­теров Петра Ивановича Козлова и Ивана Алек­сеевича Скворцова, которые состояли в родстве друг с другом: П.И. Козлов был женат на дочери И.А. Скворцова. Кондитерские П.И. Козлова и И.А. Скворцова находились на главной улице города — Киевской. Кондитерская И.А. Сквор­цова появилась в городе гораздо раньше конди­терской П.И. Козлова.

По архивным данным, уже в 1887 году на Туль­ской кустарно-промышленной выставке малую серебряную медаль получил Иван Алексеевич Скворцов. Но, по свидетельству современников, большей популярностью в городе пользовалось продукция Петра Ивановича Козлова.

Ассортимент продукции в кондитерской П.И. Козлова отличался большим разнообрази­ем: «Торты — бисквитные, песочные, шоколад­ные, безе, фруктовые; пирожные — миндальное, круглое, песочное, посыпанное жареной крош­кой из миндаля; «стрижка» — из тонких лепестков слоеного теста, между ними безе, «буше» — круглые бисквиты, внутри крем, сверху помад­ка бледно-розового цвета; эклеры — трубочки гладкие, витые, внутри крем, снаружи глазурь; пирожные — «бутерброды» из бисквитов, а на них кондитерское изображение колбасы; «кар­тошка» — из бисквитных крошек с кремом. Кон­феты — «какао-шуа»; шоколадные квадратные, ириски с начинкой из какао-крема; шоколадные бутылочки с ромом. Предлагались также гриль­яж, марципан, печенье, вафли, сухари сдобные в сахаре, пряники — большие и маленькие, удли­ненные с разной начинкой — абрикосовой, смо­родиновой и т.п. Небольшие «вяземские», круг­лые мятные и «тульские».
Разнообразная продукция П.И. Козлова поль­зовалась огромным спросом и была известна не только в Тульской губернии и России.

В 1912 году на Всемирной выставке в Риме Петр Иванович Козлов за представленные в ее экспозиции пряники и конфеты, включая знаме­нитые тянучки крем-брюле, был удостоен «Гран-при» и награжден медалью в виде двуглавого орла из бронзы, который держит в лапах на цепочке платиновую пластинку с инициалами и фамилией награжденного. В центре — медальон с государс­твенным флагом Италии. По окружности — над­пись на итальянском языке, свидетельствующая о том, когда, где и что происходило. В настоящее время эта медаль экспонируется в Тульском му­зее самоваров. Каждая такая награда способство­вала преумножению славы родного города и его замечательных мастеров пряничных дел.

Дожил Петр Иванович до 1966 года и похоро­нен в Туле на Всехсвятском кладбище. В обус­тройстве фамильного захоронения большую помощь оказала кондитерская фабрика «Ясная Поляна». В музее фабрики хранится благодарственное письмо от потомков П.И. Козлова.

Искусство изготовления пряников продол­жает жить и в наши дни. Кондитерская фабри­ка «Ясная Поляна» (директор Т.Н. Сулимова), входящая в холдинг «Объединенные кондите­ры», является хранителем бренда национально­го масштаба — тульского печатного пряника, ко­торый придает Туле особый аромат, присущий только нашему городу. Городу, который всегда был и остается центром российского прянично­го искусства.

Литература:
1. Ашурков В. Н. Город мастеров. — Тула. 1958.
2. Ашурков В. Н. Страницы тульской старины. — Тула: Приокское книжное издательство. 1980.
3. Виноградов Н. Д. Декоративное искусство СССР. — М. 1959.
4. Горбачев А. Н. Все, что имеем. — Челябинск: Южно-Уральское издательство. 1985.
5. Демидов С. И. Экскурсионные маршруты по Туле. — Тула. 1996.
6. Макарова И. Ф. Сладкая и горькая жизнь П. И. Козлова. — Тула. 2002.
7. Памятная книжка Тульской губернии (1870-1894).
8. Тихонова А. С. Пей чай да пряником заедай. — Тула. 2001.
9. Документы из Государственного архива Тульской области.

Людмила Колесник

Источник: http://tulalmanac.blogspot.ru/2011/07/1917.html