Пряничный дайджест №1

Обзор пряников Европы и России, их история и рецепты опубликовали в журнале «Наука и жизнь» №12, 2012.

Нюрнбергский пряничник. Гравюра 1520 года.

Нюрнбергский пряничник.
Гравюра 1520 г.

Обычай дарить друг другу пряники на Рождество родился в Западной Европе и пришел в Россию в XVIII веке. Ведут ли русские рождественские пряники своё происхождение от традиционных рождественских пряников лебкухен (lebkuchen), которые появились на юго-востоке Германии, во Франконии, в XIII веке, до сих пор остается загадкой. Тем не менее между ними есть определённое сходство.

Лебкухены представляли собой украшенные сахарной глазурью медовые пряники с цитроном, миндалем и большим количеством пряностей. Франкония, крупнейшим городом которой является Нюрнберг, совершенно особенная часть современной Баварии. Удачное расположение городов Баварии на пересечении торговых путей позволяло кондитерам и пекарям, начиная с XIV века, использовать самые разнообразные и дорогие пряности, что и стало главным отличием выпекаемых там пряников. Наиболее преуспели пекари из Нюрнберга, где в 1808 году на свет появился отличавшийся особо нежным вкусом и тонким ароматом пряник, названный «пряником Элизы» (Elisenlebkuchen) — то ли в честь прекрасной Элизы, дочери пекаря, создавшего это чудо кулинарии, то ли из подхалимажа к жене маркграфа, которую звали Элизой, то ли в честь святой Элизы — покровительницы всех немецких пряничников. В 1996 году рецептура, технология и название этого пряника были защищены специальным законом, позволяющим изготавливать его только в Нюрнберге. Старинные и современные рецепты пряников из Франконии включают в различных пропорциях муку, орехи и мёд, а также звездчатый анис, гвоздику, имбирь, кардамон, кориандр, мускатный орех, душистый перец, корицу и различные цукаты. Лебкухены бывают самой разнообразной формы. Они могут быть простыми неглазурованными либо покрытыми шоколадом или сахарной глазурью.

Об истории русских пряников читайте в печатной версии журнала.

О рекламе в Туле 100 лет назад написали в рубрике «История нашего города» на Тульском городском портале.

Пряничник Сериков в коробки вкладывал открыточки: с одной стороны  милое девичье личико, а с другой - его фамилия и адрес.

Пряничник Сериков в коробки вкладывал открыточки: с одной стороны милое девичье личико, а с другой — его фамилия и адрес.

Изначально в России реклама была устной. Торговцы, разносчики, ремесленники наперебой расхваливали свой товар, наполняя криками улицы городов. Отсюда произошло и название: от латинского reclamare — выкрикивать. Этим очень активно пользовался, например, известный купец-хлебопек И. М. Филиппов. «С пылу, с жару — пятачок за пару», — выкрикивали мальчишки-лоточники около магазина.

Позднее для рекламы начали использовать «летучие» листки. Их распространяли по трактирам, магазинам и рынкам. Как реклама действовали и вывески на магазинах, трактирах, складах. Тульские пряничники относились творчески не только к производству пряников, но и к их продаже, — рассказывает директор музея «Тульский пряник» Надежда Трачук. — Например, пряничный король Тулы Михаил Белолипецкий одним из первых стал рекламировать свой товар, сообщая на вывесках: «Всемирно известный тульский миндальный пряник М. Г. Белолипецкого и С-вей. Тула, Пятницкая улица, близ Чугунного моста. Фирма существует с 1872 года и удостоена золотыми и серебряными медалями. Просим не смешивать с однофамильцами. Пряники высылаются почтой от 1 фунта и больше. Ежедневно свежие. Горячие пряники можно получать в магазине от 11 час. утра и до 5 час. дня кроме праздников. Просим убедиться!»

На ярких коробках для монпансье и пряников тульские кондитеры гравировали название  своего торгового дома и адрес. Вот такой жестяной "сундучок" придумал пряничник Гречихин.

На ярких коробках для монпансье и пряников тульские кондитеры гравировали название своего торгового дома и адрес. Вот такой жестяной «сундучок» придумал пряничник Гречихин.

У пряничника Гречихина даже пакеты, в которых он взвешивал свой товар, были с фирменным «логотипом» — «Гречихин и Ко». К праздникам на многослойные бумажные пакетики прикрепляли цветные картинки — девочек и мальчиков. Это очень привлекало внимание покупателей и повышало продажи.

В начале ХХ века во всех модных магазинах Тулы появились стеклянные витрины — визитные карточки магазинов и еще одно средство рекламы. В магазинах, торговавших одеждой, в витрину выставляли манекены в человеческий рост с натуральными волосами, одетые в самые красивые платья. В магазине тканей в витринах покупателей привлекали яркие разноцветные рулоны материи, в продуктовых магазинах — муляжи окороков, колбас, овощей и фруктов из папье-маше. В кондитерских в конфетные фантики заворачивали деревяшки и выкладывали их в витрины.

Реклама печаталась и в газетах. В Туле были популярны «Тульская жизнь», «Тульская молва», «Тульские губернские ведомости» и другие. Здесь можно было найти рекламные объявления, предлагающие «нескользящие резиновые галоши «Колумбъ», услуги врача, который лечит гонорею, услуги конторы «Истребитель», помогающей избавиться от мышей и крыс, всевозможные распродажи в модных магазинах и т.д.