Пряники в русском свадебном обряде конца XIX — начала XX в.

К концу XIX — началу XX в. на территории европейской части России мелкие выпечные изделия различной формы и под разными названиями пользовались особой популярностью на осенне-зимних собраниях молодежи. Сборища, где знакомилась молодежь и парни выбирали себе невест, продолжались всю зиму, с начала сентября или октября (обычно с покрова) до масленицы. На некоторых из них происходило совместное приготовление определенной пищи из продуктов, принесенных всеми участниками, т.е. угощение в складчину. Особое место в этих угощениях отводилось мелким изделиям из теста. Среди всех разнообразных функций, которые выполняли выпечные изделия, особенно ярко прослеживалась функция дара. На беседах обмен угощениями (печенье, пряники и т.п.) происходил между группами парней и девушек, а также между любящими друг друга парнем и девушкой. Формы обмена могли быть самыми различными. В Олонецкой губ., преимущественно в Каргопольском у., накануне рождества устраивали остолушку, из дома, помимо других угощений девушка брала пряженые пирожки и витушки, которыми угощала только любимого парня, а он отдаривался конфетами и пряниками.

Календарные и особенно добрачные обряды молодежи тесно связаны с обрядами любовной магии и гаданиями. Так, в обрядовой любовной магии нашли самое широкое использование пряники. В данном случае угощения выполняли роль предметов — носителей определенных магических сил, так называемая имитативная магия. Так, чтобы приворожить сердце любимой девушки, парень брал небольшой пряник, заворачивал его в тонкую тряпицу и носил под мышкой правой руки. На беседе парень угощал девушку этим пряником, и после этого девушка должна была полюбить его.

Мелкие выпечные изделия, бытовавшие на добрачных собраниях молодежи, получили самое широкое распространение в свадебных обрядах и функционировали там еще в более яркой и разнообразной форме.

Обмен дарами между парнем и девушкой, начинавшийся до брака, продолжался после сватовства, когда парень и девушка становятся женихом и невестой. Свадебный обряд внес свои особенности в обмен угощениями: усложнился состав подарка, мелкое печение или пряники в сочетании с другими угощениями и такими предметами, как отрез ситца, мыло, белила, румяны и др., входили в обязательный состав подарка жениха невесте. Обмен происходил не только между женихом и невестой, но и другими участниками свадебного обряда, он регулировался определенными правилами (запретами, ограничениями, предписаниями и т.п.) поведения участников свадьбы, и особенно невесты и жениха.

В г. Пинега пряник, который привозил дружка жениха утром в день свадьбы в дом невесты получил название утренняя бужальная передать. Жених же привозил наряжальную передать (башмаки, чулки, зеркало, и обязательно такие угощения, как пряники, калачи, пиво или водку). Подобный обряд дарения накануне или утром в день свадьбы бытовал среди русского населения и на остальной территории европейской части России. Состав подарков был относительно стабилен: в них обязательно входили угощения (печения, пряники и т.п.) и предметы туалета для невесты. Так, например, в Череповецком у. Новгородской губ. в подарок входили пряники и орехи, причем среди пряников должен был быть один большой с сахарным узором. В Тверской губ. на девичник отец жениха приносил невесте подарок от жениха, состоящий из большого количества пряников, а также мыла, белил и румян.

Помимо обязательного подарка , приуроченного к дню венчания, жених, посещая невесту почти каждый день, привозил подарки, состоящие только из лакомств. Такие ежедневные поездки жениха к невесте в разных районах носили разнообразные названия: поездки на поцелуи, на нидиле, побывашки и т.п. Гостинцы, которые приносил жених, приходя на побывашки (Рыбинский у. Ярославской губ.), невеста не должна была есть сама до свадьбы (иначе муж не буде ее любить) и отдавала их своим подругам.

На свадебные столы, которые устраивались до обряда венчания и особенно обильные после венчания, помимо обязательных каравая, пирогов и других угощений из теста, подавали пирожные, закуски, заедки, краяное и сласти. Перечисленные названия имели локальный характер. чаще всего это был набор разнообразных лакомств (пряники, баранки, орехи, фрукты, варенье, конфеты и т.п.). Так, например, в Рязанской губ. закуска (баранки, мед, пряники, конфеты, яблоки) подавалась на девичнике и мальчишнике в конце застолья. В Зубцовском у. Тверской губ. на свадьбу жених привозил дары, куда обязательно входили различные сласти (пряники, баранки, варенье, орехи, семечки, конфеты и т.п.) и одаривал родственников и посторонних. Различные закуски и сласти были обязательным угощением подруг невесты на девичнике в Галичском у.  Костромской губ. В этом же уезде на «пропоях» (раньше они назывались заручины или богомолье) угощение состояло из многочисленных пирожных, т.е. выпечных изделий из белой муки. Маленькие пряники назывались закусками, а пирожными — кулебяка с рисом и яйцами, круглый пирог с изюмом, украшенный розанами из теста, каравайцы, подаваемые с сахарным песком на особых блюдечках. В Самарском у. сваха жениха, отправлялась на «запой», несла невесте сладкий пирог с изюмом, а подругам невесты пирог (курник) и закуску, т.е. лакомства: орехи и пряники. Под названием краяное в Вологодской и Архангельской губ. получили распространение гостинцы — пряники, конфеты и другие лакомства, раздаваемые на свадьбе, в Пермоскй губ. под названием краяны известны мелкие пряники, в Ярославской губ. — свадебный пирог, который разрезали на мелкие кусочки и раздавали всем присутствующим. Мелкими выпечными изделиями краяное (хворостики, колобки, маленькие рыбники и витушки) одаривали всех присутствующих за свадебным столом в Тотемском у. Вологодской губ. В это время девушки пели величальные песни. Раздача даров происходила дифференцированно: девушки получали хворостики и колобки, родственники невесты — хворостики и рыбники, остальные — витушки. Затем гости отдаривали девушек пряниками. Одна из функций величальных песен — благопожелание; вероятно, эта функция переносилась и на печения, пряники, которые при этом раздавались.

Взаимное одаривание изделиями из теста или подарками, в состав которых они входили, происходило на второй и третий день свадебного застолья. В Галичском у. Костромской губ. на «отозвинах» перед началом стола молодые дарили гостей булками и пряниками. За подарки гости отдаривались деньгами или вещами В Кандиковском у. Вологодской губ. молодые на второй день отправлялись к родителям невесты на «хлебины». В заключение стола подавались пряженики. В Ярославской губ. на третий день после обеда у новобрачных собирались девицы, молодые женщины и парни. Они плясали и пели, молодые знакомились с соседями и потчевали их блинами пирогами, пряниками и орехами.

Таким образом, обмен, в котором фигурировали изделия из теста, происходил на протяжении всего свадебного обряда, был самым разнообразным по форме и имел различное значение в зависимости от того, в какой момент обряда и между кем он происходил. Обмен угощениями в значительной степени регулировался определенными правилами. Так, невеста никогда публично не ела угощений, входивших в состав подарка жениха или других его родственников: она могла есть их наедине с женихом или в кругу своих подруг (девичник, баня, утро венца). После обряда венчания запрет на пище для жениха и невесты постепенно снимался. Во многих свадебных обрядах пряники или печения выполняли роль ритуальной пищи молодых.

После обряда венчания, или обряда окручивания молодой, считалось, что все участники свадьбы. но особенно молодые, были наделены магической силой. Именно во второй половине свадебного обряда и происходило одаривание молодыми всех участников обряда. В состав даров обязательно входили изделия из теста (кусок каравая — хлеба, пирога), в том числе и мелкие выпечные изделия (печения или пряники). Обмен дарами следует рассматривать с нескольких позиций. С одной стороны, молодые передавали участникам свадьбы те магические силы, которыми были наделены, с другой стороны сам дар вместе с изделиями из теста также обладал магическим содержанием.

В свадебном обряде мелкие выпечные изделия выполняли роль платы девушкам за пение, выкупа постели молодых, приданого невесты, дороги в церковь или обратно и т.п.

Дары, как правило, несли определенную информацию, но смысл этой информации во многих случаях не сохранился. В Калязинском у. Тверской губ. после сватовства «сговоренка» посылала девушкам-подругам середу — пряники или другие угощения, после чего девушки приходили в дом невесты со словами «с началом дела» и потом приходили ежедневно шить приданое. Этот дар выполнял несколько функций: прежде всего нес информацию девушкам с просьбой явиться к подруге-невесте и служил платой за будущую работу.

В свадебном обряде мелкие выпечные изделия широко использовались в магии привораживания, закрепления, соединения и т.п. В Старорусском и Череповецком уездах Новгородской губ. в бане невеста терла свое тело пряником, а потом отдавала пряник жениху — «чтобы пуще любил ее». В Калязинском у. Тверской губ. перед началом венчания невесте клали за пазуху пряник, который после венца молодые делили между собой.

На протяжении всего свадебного обряда, а особенно в его второй половине, четко прослеживается связь мелких выпечных изделий с караваем, где свадебный хлеб отождествлялся с мелкими изделиями из теста, так, например, дары накрывались в одних районах пряником или печеньем, в других — куском хлеба. Первой совместной пищей молодых могли быть пряник, или горбушка хлеба, или пирог и т.п.

В календарных и свадебных обрядах конца XIX — начала XX в. большое распространение получили окупные пряники. Е.Э. Бломквист, описывая сговорный пряник из г. Ростова Ярославской губ., указывала, что такие пряники изготавливались в 80-е годы XIX в. в местных пряничных заведениях специально для крестьян приозерских деревень озера Неро. Их выпекали в период от крещения до масленицы, т.е. когда чаще всего и играли свадьбы. В некоторых случаях название пряник переносилось и на те угощения, которые готовились в домашних условиях по какому-то поводу. Так, например, в Вологодской, Владимирской, Ярославской и других губерниях печение, подаваемое в конце свадебного стола, называлось пряником. Таким образом, с одной стороны, происходило постепенное вытеснение, а затем и замена домашних изделий из теста покупными, с другой — названия покупных изделий (пряник и значительно позже торт) переносились на домашние изделия. Как первая, так и вторая тенденция особенно ярко прослеживаются в городском свадебном обряде конца XIX — начала XX в.

По материалам статьи Л.С. Гвоздиковой «Мелкие изделия из теста в свадебном обряде конца XIX — начала XX в.» / Сборник музея антропологии и этнографии, т. 38, 1982. — с. 67-74.