Архангельские козули — искусство Севера

Своеобразную область народ­ного искусства Севера пред­ставляют художественные изделия из теста — козули, вы­пекаемые по сохранившемуся здесь обычаю мастерицами Архангельска в канун Нового года. Они отличаются от пе­чатных пряников Центральной России — тульских и москов­ских; в Архангельске суще­ствует своя школа прянич­ного дела.

Архангельские козули
Архангельские козули

Известный сказитель помор­ских былин писатель В.В. Шергин вспоминает, что «в самом Архангельске пекли исстари большие и малые пря­ники козули». Выпечку про­изводили в декабре на Рож­дество. Одна из старейших архангельских мастериц А.Н. Кушелева рассказывала, что в дореволюционном Ар­хангельске были кондитерские Недошивина, Рылова, Верховцева, выпекавшие на про­дажу рождественские козули. Обширным кустом изготовле­ния козуль являлась Соломбала — район Архангельска. Ее коренные жительницы и сейчас занимаются этим пе­карским ремеслом. Лет трид­цать тому назад, переняв тра­диции у старой соломбальской мастерицы А. Д. Кочегаровой, стали выпекать такие же ко­зули в деревне Уйма под Архан­гельском.

По способу выпечки архан­гельские козули сходны с по­пулярными в Польше торуньскими пряниками. К ним близ­ки и пряники Закарпатской Украины, Словакии, Венгрии. Козули изготовляют двумя способами: при помощи метал­лических форм вырезают си­луэтные фигурки животных, деда Мороза или же заготав­ливают силуэты фигур на бу­маге, и уже, но этому эскизу режут тесто от руки. Метал­лические формы для пряников традиционные и передаются в семье, выпекающей козули, из поколения в поколение. Сочетание темно-коричневой основы пряника с белоснежным украшением из сахара создает особый декоративный эффект. Пряничное тесто из пшенич­ной муки и пережженного сахара издает приятный ко­ричный аромат.

Архангельские козули
Архангельские козули

Выпечка обрядового печенья — народный обычай зимних ка­лендарных праздников у мно­гих европейских народов. Обы­чай этот отражает общесла­вянские архаичные воззрения. Но мнению Е. Кагарова изго­товление обрядового печенья в виде различных животных — это замена реальных жертвен­ных животных. Основные персонажи северных козуль — олень и конь — были некогда священными жертвенными животными. Таким образом, козули — в прошлом предмет ритуальный. В. В. Стасов, обращая внимание на резьбу пряничных досок, писал: «Эта курьезная узорчатая фигурка не есть плод фантазии грубых пекарей… Она имеет важность и даже большую, потому что это один из уцелевших образ­чиков древнерусской языче­ской мифологии». Академик В. Рыбаков также видит в этом отголосок дохри­стианских языческих верований славян: «Когда путем просьб, заклинаний, молитв и специальных магических обря­дов человек может воздейст­вовать на высшую силу и расположить ее к себе. Самым действенным считается приг­лашение божества к совмест­ной трапезе. Элементы куль­товой обрядности античности также нашли отражение в зим­них празднествах современных народов. В празднике сельских дионисий в Древней Греции немалую роль играли процес­сии к храму и алтарю Диони­са (бога растительности), в которых вели козлов, несли вино, различные печенья и утварь для жертвоприношений и даров. Римские сатурналии (центральный религиозный праздник зимнего цикла у римлян) тоже были связаны с жертвоприношением и весе­лым пиршеством. Всевозмож­ные фигурки из теста или глины служили подарками для преподношения гостям. Ус­тойчивость древних образов оленя и коня в народных обы­чаях объясняется слиянием древнего культа небесного оленя и земледельческого солн­цеворота (Б. Рыбаков).

На примере северных козуль мы сталкиваемся с отголоском языческого культа солнца. Конь—символ солнца, небес­ный олень — олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождение солнца, которое от зимы по­ворачивает к лету. Все это, в свою очередь, подчиняется общей идее святочного цик­ла — идее начала сельскохозяйственного года. Поэтому все обряды и приметы этого периода направлены на привлечение добрых и охранительных сил. А. С. Фаминцын полагает, что «фигура коня, в связи со всадником, в святоч­ных маскарадах… несомненно, служила олицетворением воз­рождающегося солнца. Фигура коня и без всадника могла иметь то же значение…». В «Избранных трудах» В. М. Ва­силенко встречаем интересное наблюдение автора: «В сказаниях Белоруссии, например, солнечный бог Ярило выезжает на белоснежном коне. В других народных сказаниях мы находим белых солнечных коней». Праздничная фигурка деда Мороза – более позднее явление, видимо, параллельное новогодней елке, появившейся в ее современном виде только в конце XVIII в. и в распространившейся в следующем столетии (в основном в городах) во многих странах Европы. Обрядовое печенье, потеряв свой религиозный смысл, предстает в наше время в роли декоративного украшения, подарка, детского лакомства.

Архангельские козули
Архангельские козули

При схожести традиционных форм козули архангельских мастериц индивидуальны. Наибольшая фантазия проявляется в украшении. Широкой известностью пользуются в Архангельске козули Ирины Михайловны Багрецовой. Она участница Всесоюзной выстав­ки-конкурса народных и само­деятельных художников 1970 г., выставки «русские ма­стера» 1972 г. Её изделия преподносят почетным гостям традиционных Ломоносовских чтений. Козули этой мастерицы услов­но обобщены. Она как бы левкасит поверхность пряника белым сахаром, а уж потом придает им законченный вид, расписав по белому фону розовым и желтым сахаром.

Архангельская козуля
Архангельская козуля

За последние годы автору дан­ной статьи удалось выявить некоторых соломбальских ма­стериц — козульщиц, чье пекар­ское искусство достойно вни­мания и популяризации. Это — К. Карамзина (ее козули 1968 года имеются в собрании Гос. Исторического музея), И. Туркова, Е. Черемная, И. Иванова, А. Сташевская, А. Луговская, С. Питалева. К сожалению, местные власти относятся к этим мастерицам — козульщицам просто как к частным предпринимательницам, их штрафуют, когда они продают свои новогодние пряники, вместо того, чтобы най­ти пути использования их вы­сокого мастерства. Поэтому почти невозможно выявлять талантливых мастериц, приг­лашать их участвовать на вы­ставках современного народного искусства, на выставках- продажах уникальных произ­ведений народного творчества. Организация конкурсов и вы­ставок художественных изде­лий из теста в Архангельске, устройство ежегодных декабрьских ярмарок с прода­жей новогодних козуль, изго­товленных местными мастери­цами, помогло бы сохранить северную школу русского пряничного дела.

Автор: Л. Беслеева

Источник: журнал «Декоративное Искусство», март 1976 года