Своеобразную область народного искусства Севера представляют художественные изделия из теста — козули, выпекаемые по сохранившемуся здесь обычаю мастерицами Архангельска в канун Нового года. Они отличаются от печатных пряников Центральной России — тульских и московских; в Архангельске существует своя школа пряничного дела.
Известный сказитель поморских былин писатель В.В. Шергин вспоминает, что «в самом Архангельске пекли исстари большие и малые пряники козули». Выпечку производили в декабре на Рождество. Одна из старейших архангельских мастериц А.Н. Кушелева рассказывала, что в дореволюционном Архангельске были кондитерские Недошивина, Рылова, Верховцева, выпекавшие на продажу рождественские козули. Обширным кустом изготовления козуль являлась Соломбала — район Архангельска. Ее коренные жительницы и сейчас занимаются этим пекарским ремеслом. Лет тридцать тому назад, переняв традиции у старой соломбальской мастерицы А. Д. Кочегаровой, стали выпекать такие же козули в деревне Уйма под Архангельском.
По способу выпечки архангельские козули сходны с популярными в Польше торуньскими пряниками. К ним близки и пряники Закарпатской Украины, Словакии, Венгрии. Козули изготовляют двумя способами: при помощи металлических форм вырезают силуэтные фигурки животных, деда Мороза или же заготавливают силуэты фигур на бумаге, и уже, но этому эскизу режут тесто от руки. Металлические формы для пряников традиционные и передаются в семье, выпекающей козули, из поколения в поколение. Сочетание темно-коричневой основы пряника с белоснежным украшением из сахара создает особый декоративный эффект. Пряничное тесто из пшеничной муки и пережженного сахара издает приятный коричный аромат.
Выпечка обрядового печенья — народный обычай зимних календарных праздников у многих европейских народов. Обычай этот отражает общеславянские архаичные воззрения. Но мнению Е. Кагарова изготовление обрядового печенья в виде различных животных — это замена реальных жертвенных животных. Основные персонажи северных козуль — олень и конь — были некогда священными жертвенными животными. Таким образом, козули — в прошлом предмет ритуальный. В. В. Стасов, обращая внимание на резьбу пряничных досок, писал: «Эта курьезная узорчатая фигурка не есть плод фантазии грубых пекарей… Она имеет важность и даже большую, потому что это один из уцелевших образчиков древнерусской языческой мифологии». Академик В. Рыбаков также видит в этом отголосок дохристианских языческих верований славян: «Когда путем просьб, заклинаний, молитв и специальных магических обрядов человек может воздействовать на высшую силу и расположить ее к себе. Самым действенным считается приглашение божества к совместной трапезе. Элементы культовой обрядности античности также нашли отражение в зимних празднествах современных народов. В празднике сельских дионисий в Древней Греции немалую роль играли процессии к храму и алтарю Диониса (бога растительности), в которых вели козлов, несли вино, различные печенья и утварь для жертвоприношений и даров. Римские сатурналии (центральный религиозный праздник зимнего цикла у римлян) тоже были связаны с жертвоприношением и веселым пиршеством. Всевозможные фигурки из теста или глины служили подарками для преподношения гостям. Устойчивость древних образов оленя и коня в народных обычаях объясняется слиянием древнего культа небесного оленя и земледельческого солнцеворота (Б. Рыбаков).
На примере северных козуль мы сталкиваемся с отголоском языческого культа солнца. Конь—символ солнца, небесный олень — олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождение солнца, которое от зимы поворачивает к лету. Все это, в свою очередь, подчиняется общей идее святочного цикла — идее начала сельскохозяйственного года. Поэтому все обряды и приметы этого периода направлены на привлечение добрых и охранительных сил. А. С. Фаминцын полагает, что «фигура коня, в связи со всадником, в святочных маскарадах… несомненно, служила олицетворением возрождающегося солнца. Фигура коня и без всадника могла иметь то же значение…». В «Избранных трудах» В. М. Василенко встречаем интересное наблюдение автора: «В сказаниях Белоруссии, например, солнечный бог Ярило выезжает на белоснежном коне. В других народных сказаниях мы находим белых солнечных коней». Праздничная фигурка деда Мороза – более позднее явление, видимо, параллельное новогодней елке, появившейся в ее современном виде только в конце XVIII в. и в распространившейся в следующем столетии (в основном в городах) во многих странах Европы. Обрядовое печенье, потеряв свой религиозный смысл, предстает в наше время в роли декоративного украшения, подарка, детского лакомства.
При схожести традиционных форм козули архангельских мастериц индивидуальны. Наибольшая фантазия проявляется в украшении. Широкой известностью пользуются в Архангельске козули Ирины Михайловны Багрецовой. Она участница Всесоюзной выставки-конкурса народных и самодеятельных художников 1970 г., выставки «русские мастера» 1972 г. Её изделия преподносят почетным гостям традиционных Ломоносовских чтений. Козули этой мастерицы условно обобщены. Она как бы левкасит поверхность пряника белым сахаром, а уж потом придает им законченный вид, расписав по белому фону розовым и желтым сахаром.
За последние годы автору данной статьи удалось выявить некоторых соломбальских мастериц — козульщиц, чье пекарское искусство достойно внимания и популяризации. Это — К. Карамзина (ее козули 1968 года имеются в собрании Гос. Исторического музея), И. Туркова, Е. Черемная, И. Иванова, А. Сташевская, А. Луговская, С. Питалева. К сожалению, местные власти относятся к этим мастерицам — козульщицам просто как к частным предпринимательницам, их штрафуют, когда они продают свои новогодние пряники, вместо того, чтобы найти пути использования их высокого мастерства. Поэтому почти невозможно выявлять талантливых мастериц, приглашать их участвовать на выставках современного народного искусства, на выставках- продажах уникальных произведений народного творчества. Организация конкурсов и выставок художественных изделий из теста в Архангельске, устройство ежегодных декабрьских ярмарок с продажей новогодних козуль, изготовленных местными мастерицами, помогло бы сохранить северную школу русского пряничного дела.
Автор: Л. Беслеева
Источник: журнал «Декоративное Искусство», март 1976 года