Изобразительные мотивы на пряничных досках

В XVII-XIX веках в России искусством пряничного дела славились города Архангельск, Вологда, Вязьма, Городец, Москва, Тула, Тверь. Пряники создавали разнообразными способами: их лепили, вырезали при помощи металлических форм и, наконец, печатали с помощью деревянных досок. Фантазия народных мастеров вызвала к жизни веселые образы пряничных рельефов. В орнаментальный рисунок рельефов входят преобразованные элементы реальных форм: перья птиц, чешуйки рыб и т.д.

Пряники получили распространение на Руси с древнейших времен. Их дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Пряники, предназначенные для подарков, в почесть, часто делали по специальному заказу очень большими. Некоторые из них были так велики, что весили по несколько пудов. Чтобы такой подарок доставить по назначению, его везли на санях, а иногда и на двух.

Накануне Нового года крестьяне многих русских деревень справляли коляды. К этому дню всегда пеклись фигурные пряники в виде птичек, которые так и назывались — колядки.

В некоторых местах, например в Саратовской и Калужской губерниях, пряники имели совсем неожиданное применение: они были предметами игры. Во время ярмарок и базаров люди собирались в группы и кидали пряники. Пряники подбирали размером не более 20 см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался.

Конечно, пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили их дети. Для детей делали специальные пряники с изображением птичек, рыб и различных зверей, а пряники с изображением отдельных букв служили даже своеобразной «вкусной азбукой». Технология пряничного производства была разнообразной. Пряники были печатные, вырезные, лепные.

Печатные пряники делались при помощи деревянных форм, которые изготовлялись из твердых пород дерева, чаще всего из груши, березы, и назывались пряничными досками.

Особую известность приобрели резные пряничные доски. Во многих краеведческих, художественных музеях хранятся образцы этой своеобразной отрасли народной барельефной резьбы. Среди них самое почетное место занимают пряничные доски из Городца Нижегородской области. И это не случайно: ведь и резьба на крестьянских избах Нижегородской области отличается высоким качеством и большим разнообразием мотивов. Пряничные городецкие доски техникой резьбы напоминают украшения, выполненные глухой резьбой, украшавшей избы. Вырезанные на досках птицы выглядят живыми и нарядными.

Доска с рельефно углубленным узором накладывалась на тесто, и изображение отпечатывалось на нем. Рисунки были очень разнообразны. Часто пряники делали с досок, на которых были вырезаны надписи: «Сей пряник с медом, с перцем, с духами», «Пряник кушать добрым людям во здравие и в честь» и т.д. Пряничные доски выполняли для изготовления одного, двух, четрыех и даже ста двадцати пряников одновременно.

Вырезанные пряники делались при помощи металлических форм, которые как бы контуром обводили изображения на тесте. Большие подарочные пряники изготовляли самые искусные мастера вручную, ножом обводя их контур. Эти пряники, обычно сделанные из темного медового теста, обильно украшались затейливыми узорами из белого и розового сахара и даже покрывались специальной позолотой.

Лепные пряники были распространены более всего на Севере. Их лепили руками, иногда даже не из теста, а из простого хлеба. Из-под рук безвестных крестьянских скульпторов выходили лошадки, птички, олени. На Севере все эти фигурки назывались козули.

Приводим рецепт выпечки Е.Н. Рагозиной из села Варзуги на берегу Белого моря:

…Мастерица долго и энергично мнет тесто из ржаной муки, чтобы получилась послушная однородная масса. После этого она нарезает тесто небольшими кусками и из каждого кусочка, не дробя его, вытягивает незатейливые фигурки…

Готовые игрушки ставят на противень и водворяют в печь, когда все дрова уже прогорели. а камни печи максимально раскалены. Через несколько секунд противень вынимают из печи, игрушки обдают кипятком, отчего они завариваются, приобретают особый лоск и достаточную прочность. После этого их снова помещают в печь, теперь уже до полной готовности.

Блинов Г. Хлебные «козули» из Варзуги. — «Декоративное искусство», 1972, №6, с. 56

Во второй половине XIX века многие русские пряничники выставляли свои изделия на Всероссийских художественных промышленных выставках. Так, в 1883 году на выставке в Москве получили награды за свои изделия пряничники Сабельников и Кустарев из Вязьмы и Белолипецкий из Тулы.

По всей России работало много народных мастеров-пряничников, имена которых до нас не дошли. Жизнь сделанных ими произведений — лепных, вырезных, печатных — была недолговечна. Для нас особенно дороги те немногие образцы старинных русских пряников, которые сохранились до наших дней.

Искусство изготовления пряников не умерло, оно продолжает жить и в наши дни. Традиции отцов и дедов сохранились, например, в изделиях Клавдии Ивановны Карамзиной из Архангельска. Она создает не только рыбок, оленей и птичек, но и белоснежных дедов-морозов и снегурочек. выпускаются печатные пряники и в Туле. Тульский печатный пряник пекут с начинкой, его не спутаешь ни с каким другим. Не забыли о древнем искусстве и московские пряничники. Один из комбинатов выпускает печатные пряники с изображением Московского Кремля. Эти пряники, упакованные в нарядные коробки, не только лакомство, но, как и в старину, хороший подарок, красивый сувенир.

Техника резьбы пряничных досок позволяла народным резчикам раздвинуть рамки привычных изображений и смело ввести в свои изделия реалистические мотивы, взятые из окружающей жизни. Мелкоузорная выемчатая резьба

обнаруживает с особой выразительностью богатые декоративные качества Птица, конь, растительный орнамент, геометрическая фигурка, изображение человека, бытовой предмет — разнохарактерные по внешнему облику изображения — стилистически объединяются и связываются общим приемом декоративной резьбы, в котором логически сочетаются первоначальная выемка и последующая дробная детализация. облекающая узорным покровом все изображение. Это художественное объединение разнородных предметов и мотивов указывает на развитие изобразительно-декоративного мастерства резчиков, уверенно владеющих материалом, инструментом и образцом. Приемы мелкоузорной прорезки достигают здесь блестящей четкости и выразительности.

Воронов В.С. Пряничные доски. — В кн.: Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972, с. 260.

В работах народных резчиков досок ясно обнаруживается связь художественного творчества с запросами и образами своего времени. В орнаментированных изображениях имеются такие, казалось бы, прозаические и обычные предметы, как кувшин, поднос с яствами, нож и вилка, самовар на столе. Встречается изображение человека и трудовых процессов: пряха, сидящая за гребнем, крестьянин-сеятель, охотник с добычей, солдат на часах и т.д. Отражен в пряничных досках и мир современной техники: баржа, ветряная мельница, пароход, паровоз и т.п.

По материалам книги Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — 2 изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1979 г. — с. 79-84.