Пекарские изделия

Пряники и лепные фигурки из теста игрушками в буквальном смысле не назовешь. Но поскольку в наше время эти изделия предназначаются главным образом для детей, а оформление таких «съедобных игрушек» порой не уступает по красоте самым удачным произведениям народной декоративной пластики из глины или из дерева, поговорим здесь и об искусниках пекарях.

Чрезвычайно интересны своей архаичностью лепные пекарские фигурки «козули», которые пекли в Архангельской губернии и пекут до сих пор в селе Варзуга (южное побережье Кольского полуострова). В Сибири, в центральных областях России выпекали похожие изделия под названием «коровки». Их давали детям или, размочив в воде, скармливали скоту. Некоторые исследователи видели в этом действии отзвуки обрядов жертвоприношения. Однако выпечка фигурок животных и птиц не была заменой жертвенного животного его изображением. Изготовление «козуль» и «коровок» имело для наших праотцев значение продуцирующего обряда. Ведь нашим предкам представлялось, что если они окропят землю водой — пойдет дождь, а если напекут целое стадо животных из теста — увеличится поголовье скота в их дворах, будет больше дичи в лесу. Выпечка хлебных лепных фигурок на побережье Белого моря, как и в более южных районах Архангельской и Олонецкой губерний, была приурочена к празднованию Нового года, когда отмечался древний ритуальный праздник «коледа» («виноградье»), имевший смысл заклинанья хорошего урожая в предстоящем году.

В дни кануна Нового года собирались на «беседы» (посиделки), рядились, ходили группами по домам, пели поздравительные песни — «колядки». Хозяев каждой избы поздравляли с праздником, желали богатства и хорошего урожая в гиперболической форме по схеме «столько — сколько»: столько снопов на поле, сколько на небе звезд, столько овец во дворе, сколько капель падает во время дождя.

За эти благопожелания колядники требовали вознаграждения, но не обычного угощения (пирога и т. п.), а непременно в виде ритуального печенья («коровка, масляна головка», «конек»), изображающего домашнего или дикого животного:

Подайте коровку,
Масляну головку!
Не обкусывайте,
Не обламывайте.
Не общипывайте!
Не давайте пирога,
А то корову уведем со двора!

Итак, угощения не просили, а требовали с угрозой, что вполне соответствует тому смыслу, который вкладывался в колядование: не попрошайничество, а серьезное заклинание!

По принципу «гиперболы количества» построены благопожелания русских колядников:

Сто бы тебе коров,
Полтораста быков!
По ведру бы те доили.
Все сметаною!
На реку-то бы ходили,
Все наигрывали!

Но бывают и благопожелания, в которых гиперболизируется не количество, а качество, как, например, качество коня или качество стада хозяина.

Любая количественная гипербола труднопередаваема в изобразительном искусстве, непереводима на язык пластики. Между тем смысловое содержание пластического искусства славян сводилось нередко к той же идее: заклинание хорошего урожая, увеличения поголовья скота и приумножения дичи в лесу. И скульптор-крестьянин прибегает для выражения этой идеи к символике. Одна, две, три овцы в народном искусстве изображают стадо, причем стадо, больше по поголовью, чем имеющееся у хозяев. Голубь может символизировать обильный урожай. «Есть птица — есть и колос», — говорят крестьяне.

Хлебные фигурки в Варзуге пекут сейчас многие хозяйки. Но с особым вкусом и чувством пластики своеобразного материала лепит своих «козуль» Екатерина Николаевна Рагозина. Ей за семьдесят, но глаз точный, рука в работе не ошибается.

Самое разнообразное обрядовое печенье готовилось к празднику встречи весны, который не имел устойчивых дат и определялся либо по первым предвестникам окончания зимы (например, «когда дороги почернеют») или же был приурочен к тому или иному религиозному празднику в интервале между 1 и 25 марта.

Е. Рагозина. Коровка. Ржаное печеное тесто. 1971 г. Село Варзуга, Мурманская область.

И до сих пор пекут ранней весной в славянских землях «жаворонков», «скворцов» и «куликов». Детям «кулики» и «жаворонки» всегда приносили неописуемую радость. В прежние времена, а кое-где и до наших дней дети «закликали», «гукали» весну — чтобы она не запаздывала. Они бегали но селу и, подбрасывая испеченных «жаворонков», пели песни-веснянки.

Жаворонки,
Жаворонки,
Прилетите!
Красну весну Принесите!
Зиму холодну унесите!
Галки, галки,
Принесите по палке!
Голубочки, голубочки,
Принесите по клубочку!
Кукушки, кукушки,
Принесите по мотушке!
Синицы, синицы.
Принесите по спице!
Канарейки, канарейки.
Принесите но швейке!
Чечетки, чечетки,
Принесите по щетке!
(Записано в Саратовской области).

В понимании нашего предка такие явления, как прилет птиц и приход весны, потепление, имели причинно-следственную зависимость. Птицы приносили весну. А чтобы они не задерживались, их закликали обрядовыми песнями-веснянками.

Со временем обряд зазывания весны и заклинания хорошего урожая утратил свое магическое значение и превратился в яркий, радостный праздник встречи весны. В этом празднике теперь принимают участие главным образом дети. Но взрослые, хотя они уже не ходят в поле «кликать» и «гукать» весну, охотно пекут для детей «жаворонков» и не без светлой зависти смотрят на веселящихся детей и подростков, вспоминая, быть может, собственное детство, встречу весны в далекие годы, праздничное угощенье сдобными пшеничными «жаворонками» с изюминками-глазами…

Выпечка пряников — один из самых распространенных кустарных промыслов. Он имеет свое начало в глубокой древности. В старину пряники дарили ко дню рождения, невесте на свадьбе, подносили «в почесть», в знак уважения и признания заслуг человека.

Печатные пряники делали при помощи деревянных форм, вырезанных из липы, но чаще — из более твердых пород дерева: березы, груши. Эти формы-матрицы представляют собой доски с рельефно углубленным растительным или геометрическим орнаментом, с контррельефными изображениями животных, птиц, рыб, человека. Начиная с XVIII века на пряничных досках встречаются жанровые сценки.

Силуэтные пряники штамповали специально изготовленными формами из листового железа. Ребро этой формы-штампа вырывало из раскатанной лепешки пряничного теста контур того или иного изображения. Наиболее крупные вырезные пряники изготовляли вручную ножом. Каждый вырезной пряник представлял собой уникальное, неповторимое изделие.

Бутурлиновский пряник. 1973 г. Воронежская область

Силуэтные (вырубные) и вырезные пряники чаще пекли из шоколадно-коричневого теста. Такой цвет тесто приобретало вследствие добавления пережженного сахара. Поверхность их щедро декорировали подкрашенным сахаром, глазурью, специальной позолотой.

Бутурлиновский пряник. 1973 г. Воронежская область.

Неповторимые по красоте и выразительности силуэтные пряники выпекают архангельские мастерицы, особенно Клавдия Ивановна Карамзина. Это фигурный пряник, покрытый глазурью, наложенной затейливым узором. Мастерицы выдавливают кружевную струйку густого сахарного сиропа из бумажного кулька в такт мелодиям песен, которыми обычно сопровождается украшение пряника.

Тульский пряник. Тула, 1975 г.

По сюжетам архангельский пряник довольно многолик. Здесь выпекают изображения диких и домашних животных — оленей, зайцев, лошадок, домашних и диких птиц, а порой птиц фантастических, которых в природе и не существует. Иногда пряник изображает крестьянина или крестьянку. Чаще — деда мороза или снегурочку. Ведь особенно много пряников выпекали к Новому году. Из редких мотивов встречается ладья под парусами, всадник на коне.

Новогодние фигурные пряники, изготовляемые с помощью жестяных форм резаков, широко бытовали в Центрально черноземных областях. И сейчас пекут пряники к Новому году мастерицы из Бутурлиновки (Воронежская область). Специальными пищевыми красителями тесто подкрашивается в розовый или малиновый цвет. Поверхность всадников, петухов, двуглавых орлов, гитар и балалаек декорируется струйкой сахарного сиропа, пущенного «вилютками».

Заслуженной славой пользуется тульский печатный пряник. Тульские пряничники торговали в соседних городах, в Москве, в Петербурге. По деревням пряники развозили коробейники, которые с веселыми прибаутками ходили по улицам селений, продавали ткани, игрушки, пряники, разную мелочь, выменивали свой нехитрый товар на продукты, на утильсырье.

Сейчас в Туле предпринята серьезная попытка возрождения народного печатного пряника. Здешняя кондитерская фабрика выпекает около двадцати видов пряников различных форм и размеров, которые продаются в красочных картонных коробках.

Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. Москва, «Детская литература», 1977.