В поморских семьях сохранилось много предметов старины – памятников народной культуры поморов. К ним относится и игрушка, вековая история которой связана с творчеством народа, его национальным своеобразием.
В деревнях Чапоме, Пялице, Чаваньге, Тетрино, Стрельне до сих пор делают игрушки из ржаного теста.
Фигурки – олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени – имеют общее название – «козули». Название этого обрядового печенья, возможно, связано с тем, что одним из популярных персонажей «стада» была коза. Но более верным кажется предположение, что так условно называли всех животных с рогами. Ведь по свидетельствам ученых, исследователей и мастериц самым желанным подарком был олень с раскидистыми рогами.
Разные роли выполняла народная игрушка. Прежде всего, она тесно связана с детским бытом, с игрой. Важное значение имели и другие функции игрушки – эстетическая, воспитательная, а в прошлом – обрядовая, магическая.
Козуль считают наиболее древним видом печеного фигурного теста, восходящим к культовым фигуркам ХП века. Фигурки быков и коров, а также конь, олень, тур-баран некогда символизировали солнечное божество и связывались с образом Ярилы.
В списке пекарских животных кольских поморов можно встретить лошадку с всадником, птичку-утицу, оленей с разными по конфигурации рогами, рыбку, нерпу.
Козули раньше пекли на Рождество, перед Новым годом, на праздник Коляды. Пекут их сейчас в поморских семьях и на рождение ребенка, на свадьбу, новоселье.
На Беломорье говаривают: «Без козули и праздник не в праздник».
Обрядовое печенье на южном побережье Кольского полуострова входило в ритуал народного праздника «Коляда» («Виноградье»).
Месили тесно, в основном мужские руки – был в этом особый обряд (ведь мужской дух отгоняет злые силы от творения теста). Лепили их к Рождеству десятками, по нескольку подносов. Вспоминают старые поморы: некоторых особо искусных мастеров водили из дома в дом лепить козули.
В обычае выпечки хлебных козуль определенно чувствуется влияние древних верований выходцев с новгородской земли. Сам факт присутствия фигурок в доме, по представлению далеких предков, магически влиял на настоящую и на будущую жизнь. Поморы верили, что если они польют на землю воду, то пойдет обильный дождь и не даст погибнуть урожаю, если напекут большое стадо животных из теста, — приумножится количество скота в их дворах, будет больше дичи в лесах.
Хлебная фигурка служила для терчан талисманом (оберегом) от злых сил. Хозяйка обычно оставляла одну-две козули в доме, чтобы счастье не покинуло ее семью.
По материалам книги «Поморские козули» Областной центр художественных ремесел г.Мурманск 1994г. Авторы и сост. О.Евтюкова, Л.Костюкович