Русские печатные пряники

…Разноголосый гам охватывает всех, кто вступил под своды так называемого Главного дома знаменитой Нижегородской ярмарки.

В первую минуту входивших оглушали и обескураживали призывные крики продавцов, но затем, оглядевшись, многие из них, в особенности дети, обращали свое внимание на грандиозные мозаики из пряников, хитро сооруженных за каждым прилавком, а ребячьи носы ощущали особый запах сдобы, сдобренной различными специями.

Чего только не было изображено на этих пряниках: петухи и пароходы, дворцы и рыбы, павлины и всадники…

Трудно привести даже простой перечень этих своеобразных барельефов, но все они были образцами интереснейшей отрасли народного декоративного искусства.

От прежнего широко распространенного пряничного производства до нас дошло большое количество досок-штампов, при помощи которых печатались изображения на пряничном тесте. Эти доски уже давно собирают музеи. Исследователи всегда воздавали им должное и вместе с тем в своих трудах ограничивали рассказ об этой отрасли народной резьбы одной-двумя страницами.

Это относится и к В. Воронову («Крестьянское искусство», М., 1924) и к А. Некрасову («Русское народное искусство», М., 1924), и к Капитальному труду Н. Соболева («Русская народная резьба по дереву», М., 1934), и к работе В. Василенко «Русская народная резьба и роспись по дереву», М., 1960). Только замечательный исследователь нижегородского народного искусства Д. Прокопьев дал небольшой, но конкретный материал в своей книге «Художественные промыслы Горьковской области» (1939), да в свое время А. Бобринский опубликовал целый ряд досок из собрания музеев («Народные русские деревянные изделия, М., 1912). К сожалению, «Атлас рисунков со старинных пряничных досок» (Мстера,1874), в котором помещен материал , собранный первым исследователем пряничных досок В. Голышевым, из-за плохого качества печати не передает всей красоты орнаментики резьбы.

Но, может быть, пряничные доски и не заслуживают особого внимания? Нет! Искусство резьбы пряничных досок — эта своеобразная отрасль народной барельефной резьбы, по моему глубокому убеждению, является наряду, может быть, только с вышивкой высшим проявлением народного декоративного таланта и мастерства и буквально кладезем отправного материала для художников-прикладников.

Отличительной особенностью резьбы пряничных досок по сравнению с другими видами народного изобразительного искусства является необычайно широкий круг сюжетов; он все время расширялся и не был скован традиционными темами.

В резьбе пряничных досок мы встречаем и старые, идущие от древности мотивы (например, птица-Сирин), и изображения сказочных дворцов, и орнаментальные композиции, в основе которых лежит древняя тема («Священное дерево» с птицами). Но главные сюжеты народный мастер черпал из окружавшей его жизни. Из-под его резца на досках появлялись изображения всадников, петухов, рыб, лошадей, оленей, гусей и лебедей и, наконец, того нового, что в середине прошлого столетия поражало воображение и художника, и простого народа, — невиданных ранее пароходов и паровозов.

В отображении этого нового жизненного материала особенно сказался замечательный талант резчиков. С каким мастерством художник переводил реальные формы на язык декоративного искусства, как он умел оставить и подчеркнуть типичные особенности изображаемого, например характерные для того времени трубы у пароходов и паровозов, их технические детали, обильный дым и искры, сыпавшиеся из труб (жгли дрова, а не уголь!). Прекрасно передает он и разновидности пароходов: пассажирский, товаро-пассажирский и буксирный.

Теперь посмотрите, как едины по стилю и художественным приемам столь отличные по формам и содержанию петух и паровоз, птица-Сирин и пароход! И те, и другие имеют одну художественную основу — умение талантливого мастера обобщить характерные формы изображаемого, тонко стилизовать их, удивительно красиво компоновать изображение на плоскости. Высшими достижениями в этом отношении являются пряничные доски с павлином, петухом и осетром. С какой предельной четкостью мастером оставлено только то, что нужно для характеристики изображаемого, с каким замечательным тактом его реальные особенности переведены в орнамент.

Кто же были эти талантливые люди, резавшие пряничные доски?

Имен их мы почти не знаем. На некоторых досках есть на обратной стороне инициалы, а в альбоме у А. Бобринского приведена доска с подписью мастера Беляева. Если присмотреться к целому ряду пряничных досок из собраний Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, музея в Ростове-Ярославском, приобретенных в Ярославле и Владимире, и сравнить их с досками из собрания Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника, приобретенными в Городце, то увидим полное совпадение стиля, композиции, приемов резьбы и сюжетов. Возникает мысль, что все они вышли из-под рук одних и тех же мастеров. А может быть одного мастера? И может быть, именно мастера Беляева? Вполне вероятно! Ведь не так уж много требовалось досок для пряничного производства, а служили оно долго. Возможно что мастер Беляев с учениками и обслуживал пекарей Владимира, Городца и Ярославля.

Хочется думать, что работал он в Городце, где, по свидетельству Д. Прокопьева, в конце XIX века имелось до шестнадцати пекарен и среди них богатое пряничное заведение Бахарева, который увековечил свое имя на целом ряде пряничных досок. Возможно также, что Городец был наиболее крупным центром пряничного производства: ведь под боком была Нижегородская ярмарка!

Пряники в свое время были дешевым лакомством для самых широких слоев населения, подарком, которого властно коснулась рука искусства, и который эстетически воздействовал на народ и в первую очередь на детей.

М. Званцев. 1963 г.
Источник.