Устюженские пряники

Устюжна -город в Вологодской области. Устюжна раньше называлась Устюжна Железнопольская и Устюжна Железная. Это был город кузнецов, оружейников. И, что характерно, в Устюжне делали печатные пряники, в свое время не менее известные, чем тульские. Но с течением времени Устюжна перестала быть промышленным центром, и слава города сошла на нет, а с ней забылись и пряники. Сегодня тульские пряники в Москве все пробовали и знают, а устюженские пряники можно купить и попробовать только в Устюжне. Их там делают без начинок в отличие от тульских и утверждают, что настоящий пряник должен быть без начинки.

«Советская этнография» 1939 г. пишет, что

Устюженские пряники, достигающие величины до 40 — 50 см, выпекаются из белой муки с сахаром на мяте или миндальном масле и украшаются прямоугольными накладками сусального золота, реже — серебряной бумаги.

В Устюженском краеведческом музее представлены резные пряничные доски. Вот что пишет о них А.А. Рыбаков:

Большую ценность имеет коллекция пряничных досок XVIII—XIX веков, бытовавших в Устюжне и в уезде. Устюженские пряники были довольно большими. Это фигурки рыб, птиц, зверей, реже человека. Изображения их часто исполнены добродушного народного юмора и в гипертрофированном виде выявляют какую-либо характерную черту персонажа.

«Лев». Пряничная доска. XVIII в.
«Лев». Пряничная доска. XVIII в.

Сердитый лев яростно хлещет себя хвостом, пригнулся на коротких лапах, словно приготовился к прыжку. От злости он даже вытаращил глаза и высунул длинный язык. Но кисточка хвоста в виде сердечка, лапы словно в расшитых перчатках, ресницы вокруг глаз делают его злость игрушечной и забавной. На другой доске распустила хвост веером и важно выступает красавица пава. Изображали на пряничных досках ловившихся когда-то в Мологе стерлядей. На одной такой доске стерлядь свернулась кольцом, а у ее головы вырезана подпись: «Вкусно сесь рыбку». Выпекали пряники в виде женской фигуры, одетой в разукрашенный народный костюм, с высоким остроконечным головным убором. Эта фигура, несомненно, имеет связь с образом древнеславянской Великой Богини, столь распространенным в местной вышивке. Пряники часто были и в форме мужичка в лаптях, в войлочной шляпе и с коробом на боку — коробейника.

Источники:

  • А.А. Рыбаков Устюжна. Череповец. Вытегра. Ленинград, Искусство, 1981.
  • Л.  Динцес и К.  Большева Народные художественные ремесла Ленинградской области. С. 104-148. // Советская этнография, сборник статей, выпуск II, 1939 г.
  • http://kp-avto.ru/article/8454/