— Самый большой пряник у нас в городе — на нем две стерляди и кольцо — килограмма на три. Вот раньше были именинные, так в дверь не проходили — приходилось снимать. «Дарю тому, кто дорог сердцу моему»,— писали на таких. Правда, доски от них не сохранились, теперь о них толь ко в книгах можно прочитать. А то бы впору на стену, как картину, вешать. Доски эти для нашей пекарни сам хозяин ее делал — Бахарев. Сам и пряники выпекал, а вот по этому съезду к Волге был нижний базар — тут и продавали. Сколько сортов разных и видов — не счесть. Ведь до революции в Городце промысел этот был семейный — до тридцати семей им кормились. Мужчины формы резали, жены пряники выпекали. У каждой свои рисунки, свои кулинарные секреты. По всей Руси зазывали на ярмарках коробейники:
Рубрика: Городецкие пряники
Городецкие пряники
Неотъемлемой частью традиционного русского быта являлись печатные пряники. В старину с ними были связаны многие обряды – и печальные, и праздничные. Село Городец Балахнинского уезда издавна славилось своим пряничным делом. Однако история этого сладкого промысла ещё не написана, пока она ограничивается лишь несколькими статьями и очерками.
Названной темы касался такой крупный исследователь народного искусства Нижегородского края как М. П. Званцев. Он, главным образом, обратил внимание на художественное достоинство печатных пряничных досок из Городца. Сейчас ценные архивные сведения о местном пряничном промысле собраны заведующей Музеем истории художественных промыслов Нижегородской области Н. В. Панфиловой и историком из НГПУ О. Н. Лебедевой. В этой статье мы попытались свести воедино весь известный материал, касающийся городецких пряников, а также дополнить его данными, введенными в научный оборот впервые.
Время возникновения выпечки печатных пряников в Городце неизвестно [1]. Довольно определенно о местном пряничном промысле можно говорить применительно к концу XVIII века. На этот счет имеются свидетельства современников, к этому же времени относятся и самые старые датированные городецкие пряничные доски. Они хранятся в Государственном Историческом музее в Москве. Происхождение досок очевидно из вырезанных на них надписей: «1763 ГОДУ ИЮНЯ СЕДЕСЕТЬ ДНЯ ЭТО ДОСКУ РЕЗАЛ ГОРОТЗАНИНЪ ПЕТРЪ МАРКОВЪ СНЪ ПРЯНИКОВ СЕI ПРЯН»; на другой – «1766 ГОДУ ЕНВАРА 2 ДНЯ СИЯ ДОСКА ГОРОТЧАНИНА ИИ» [2].
Городецкие пряничные доски
Эта специфическая форма резьбы существовала в целом ряде городов и местечек Центральной России, но, пожалуй, только в Городце она стала подлинным искусством.
Пряничные доски городецкие мастера поставляли и в другие города, в особенности в соседние, где существовал пряничный промысел, использовавший для «печатных» пряников доски-штампы.
Когда возник пряничный промысел в Городце, установить трудно. Вероятно, в XVII столетии, так как в писцовой книге, относящейся к концу века, отмечено пряничное производство, но, во всяком случае, расцвет этого промысла наступает лишь в XIX столетии. Развитие этого промысла связано с переводом Макарьевской ярмарки, этого мощного всероссийского торжища, из Макарьева в Нижний Новгород.
«Городецкие жители занимаются… печением пряников, которые славятся во всем Поволожье и Восточной России и расходятся в Пермскую, Оренбургскую губернии и даже на Дон»,— писал в 1862 году Н. П. Боголюбов.
Городец — город мастеров. Пряники
…Гудит Макарьевская ярмарка. Вдоль торговых рядов ходит человек, одетый по-европейски, чутко прислушивается к говору, пристально рассматривает продукты, пробует их на вкус.
Вернувшись в гостиницу, он записывает в дневнике свои замечания:
«Меня поразило местное лакомство — медовые пряники, искусно выпекаемые жителями села Городца».
Ещё триста пятьдесят семь лет назад, в первой половине XVII века, в 1636 году, по России совершал путешествие немецкий ученый Адам Олеарий. Он посетил Нижний Новгород, побывал на знаменитой Макарьевской (Нижегородской) ярмарке, где поразился вкусовыми качествами городецкого пряника. Городецкий печатный пряник был прославлен в народном творчестве и в литературе.