Ростовский свадебный пряник неоднократно упоминался исследователями, его изображение было опубликовано еще в 1929 г., но посвященных непосредственно ему работ пока не было. Задачей данной статьи и станет определение места и роли свадебной обрядовой выпечки вообще (с привлечением данных Ярославской губернии), семантики и символических функций ростовского пряника в частности.
В обрядовой выпечке, широкое использование которой характерно для свадебных ритуалов русских, украинцев и других славян, проявились реминисценции древних языческих представлений. Наиболее ранними формами подобных изделий из теста являются блины, караваи и фигурное печенье, ставшее основой для появившихся позднее пряников. Их изготовление началось на Руси в XVI в., когда в избытке появляются пряности. Они стали обязательным компонентом пряничного теста и дали название новому лакомству. Полюбившееся народу за свои вкусовые и декоративные качества, они, по этнографическим наблюдениям, к XIX в. во многих случаях вытесняет другие формы выпечки.
Пряники являлись обязательным элементом почти каждого праздничного столования, были наиболее доступным и широко распространенным угощением. Кроме того, по народному поверью, они имели целебные свойства и помогали в лечении тяжелых болезней. В таких случаях на их обратной стороне вырезали буквы, соответствующие инициалам имен Архангелов.
Их использовали и как приворотное средство – на пряники часто совершали наговоры на любовь, что зафиксировано этнографами в XIX в. и, в частности, М. Забылиным. Такие обряды были записаны в конце XIX в. в том числе и Пошехонском уезде Ярославской губернии. Здесь для совершения любовного приворота парень, заворачивал небольшой пряник в тонкую тряпицу и клал подмышку, нося его до тех пор, пока не показывался пот. После этого пряник дарил той девушке, любовь которой хотел получить. Аналогичное действие во Владимирской губ. могли совершать и парни, и девушки. Для этого нужно было положить пряник за пазуху и носить его до тех пор, пока он не пропитается потом. Затем высушить и подарить тому, кого желаешь привлечь. Эта традиция, видимо, перешла к пряникам от обрядовых хлебов, т.к. подобные магические ритуалы зафиксированы и с их использованием.
Значительный вклад в изучение роли пряника в свадебном обряде внес А.В. Гура. Исследователь рассмотрел данный вопрос с точки зрения этнолингвистики, отметив разнообразие лексических форм и вариантов в названии свадебного пряника, различающихся в зависимости от региона и особенностей использования в обряде. Кроме того, А.В. Гура, сделал наблюдение, что хлеб и пряники – самое употребительное и занимающие наиболее почетное место угощение в русской свадьбе и сфера их использования очень широкая.
Пряники взяли на себя многие функции обрядовых хлебов, но все же не вытеснили их окончательно. Они имели важное ритуальное значение и были характерны для всех этапов сложного свадебного обряда, но имели свои локальные особенности использования в регионах.
В северных и центральных губерниях пряники преподносили на посиделках, свозах, где парни обычно знакомились с девушками. Обмен угощениями означал установление и закрепление новых отношений, символизировал фактически предварительный сговор, выражение симпатии. После сватовства и до самого дня свадьбы почти каждый день невесту навещал жених и приносил ей в качестве подарка сладкие пироги, пряники. Значительная роль отводилась пряникам на девишниках, бывающие накануне свадьбы. В южных же губерниях с девичником органически соединялось ритуальное изготовление обрядовых хлебов – каравая.
В Ярославской губернии обрядовые хлеба, неся важное значение укрепления брачного соглашения, использовались во время сватовства. Здесь во время рукобития сват соединял руки отца невесты и отца жениха, затем три раза переводил через их руки пирог, потом переламывал его и отдавал каждому по половине. На третий день после свадьбы молодые в Ростове ездили загащивать к родителям с хлебами, называвшимися «местными», стоявшими во время венчания под иконами местного ряда.
Непосредственно в день свадьбы пряник находит широчайшее употребление. В Вологодской губернии, например, их утром привозила от жениха невесте сваха вместе с другими подарками (шалью, башмаками, чулками и туалетными принадлежностями). Подруги невесты у свахи просили «кроянова» – мелких пряников, нарезанных (накроенных) из одного большого, а затем перед выездом к венцу пряниками потчевали гостей и родители невесты.
Во многих губерниях, преимущественно центральных и северных, пряник или хлеб находился во время брачного пира за пазухой у молодых, выполняя роль оберега или магического предмета. Чтобы главенствовать в семейной жизни, невеста, сидя за свадебным столом, прятала пряник под одежды, а утром давала его съесть молодому мужу.
В послесвадебных обрядах пряник играл не менее существенную роль. В Ярославской губернии его преподносили на вьюнинах – послесвадебном ритуале поздравления молодых в первую весну после брака. Это был типичнейший обряд русской традиционной культуры. Он выражался в том, что окликальщики, одетые в праздничные одежды, ходили по деревне под окнами молодых, пели шуточные песни, схожие со святочными, и требовали подать пряников.
Вьюнец-молодец!
Подай пряник да яйцо,
Да кокурочку еще.
В Ростовском уезде Ярославской губернии вьюнины отмечались в Фомино воскресенье. Жених за исполнение вьюнишных песен раздавал детям небольшие пряники, называемые, как и сам ритуал, вьюнцами.
Среди имевших широкое бытование пряников, именно свадебные были самыми крупными и богато декорированными – в большинстве русских сел в XIX в. свадебную обрядовую выпечку принято было украшать. Эта традиция имеет древние корни, т.к. по сведениям, собранным исследователем А.В. Терещенко, свадебный хлеб, выпеченный еще в 1526 г. к бракосочетанию великого князя Василия Ивановича с Еленой Глинской, был украшен сверху большими позолоченными фигурами.
Исследователь И.А. Голышев также отмечал, что на стол перед молодыми ставился самый большой и лучший по рисунку пряник, усыпанный множеством ягод. Традиции украшения крупных свадебных хлебов и пряников различными фигурами и ветвями существовали в обрядах и сельских жителей, и горожан. Они имели свои локальные различия и были довольно развиты по всей Руси. Об этом говорят многочисленные этнографические материалы.
Только в Костромской губернии бытовало несколько разновидностей таких свадебных хлебов. «Шишули» – в виде круглого пирога, украшенного разными фигурами из теста и изображениями жениха и невесты, держащихся за руки. «Советники» – пресные колобки из ржаной муки, украшенные фигурами птиц и животных, вылепленных из теста и посаженных на лучинках. Пироги. Они подавались на сговоры, их «крышка» украшена бантами из теста или цветной бумаги и фигурками птиц: селезня и утки или голубя и голубки, символизировавших молодых.
Функцию, сходную со свадебным караваем, садом, рощей, курником, в некоторых районах играл пряник. Подобная традиция существовала и в XIX в. в Ростовском уезде Ярославской губернии. О том, что она была достаточно любопытной и своеобразной, свидетельствует интерес со стороны исследователей.
Первым к ней обратился ростовский краевед Александр Артынов, в рукописях от 1869 г. которого рассказывается следующее. Жених приносит на девишник, следующий за обрядом сговора, невесте подвенечное платье, корзину с туалетными принадлежностями и пряницу или большой пряник, в аршин (71,12 см) ширины и полтора аршина (чуть более метра) длины, который делается по заказу жениха. Его украшают, ставя на него разные фигуры из того же пряника, украшенные фольгой разноцветной и золотом с серебром.
Эта пряничная свадебная традиция позднее была уточнена в деталях и подробно описана в 1926 году сотрудником Государственного Русского музея Е. Бломквист. Ей удалось найти тех, кто к этому времени еще помнил, как выпекали такие пряники. Специально для коллекции со старых досок, проданных в Ростовский музей еще в 1913 г. Серафимой Павловной Калашниковой (1869 г.р.), помогавшей в девичестве своему отцу, имевшему в городе небольшое пряничное заведение, была выпечена подобная пряница.
Она, по описанию Е. Бломквист, представляет собой большую коврижку около 9 см толщиной, на которой укреплены разнообразные фигуры из пряничного теста. Это четыре пары «Баринов» и «Барынь», высотой соответственно 20 и 17 см, приготовленных с помощью пряничных досок, и по шесть фигур «елок» и «звезд», вырезанных ножом, которые образуют группу вокруг находящегося в центре зеркала. (Это обыкновенное дешевое зеркальце с рамой из теста.) Все персонажи обильно украшены разноцветной фольгой. У «барынь» головные уборы и низ платьев покрыты сусальным золотом, у мужских фигур позолочены шляпы, галстуки и пуговицы, цепочки для часов – из золотой канители. Концы лучей у звезд и ветвей у елок также позолочены. Зеркало убрано полотенцем, вырезанным из белой папиросной бумаги. Пряник между гостями делила невеста: фигуры людей доставались подругам, звезды и елочки – молодцам, сама коврижка – родным, присутствующими на сговоре, зеркало в раме оставалось и хранилось у нее самой.
По сведениям исследователя, такие пряницы выпекались в Ростове еще в XIX в. в пряничных заведениях города для жителей окрестных сел. В работе В. Волоцкого, преподавателя городского училища и краеведа, уточняется, что пряница изготавливалась ростовскими торговками специально для крестьянских свадеб, которую использовали накануне венчания у невесты. На следующий день, чтобы ехать к венцу, за невестой приезжали дружки-опосленики, которым раздавали такую же пряницу. Подобная параллельность действий, происходящих в доме жениха и невесты характерна для украинского свадебного обряда (два каравая, две свадебные шишки), а в русском прослеживается менее четко.
В украшении пряницы из Ростова наблюдается много общих моментов с украшением обрядовых хлебов – фигурного печенья. Это, и, кроме описанных выше костромских, бытовавшие, в частности, во Владимирской губ. свадебные пироги под названием «роща», в которые были воткнуты деревца-ветки с прикрепленными к ним различными фигурками. Свадебные хлеба в Калужской губ. украшали ветками, обернутыми цветной и золоченой бумагой, на концы которых сажали символические изображения коней, свиней, птичек, «мужичка» и «бабочки».
Эти изображения заключали в себе магическую символику, являясь реминисценцией древних символов. Их исследователи рассматривают по-разному: фигурки животных – как знаки богатства, птиц и людей – брачного союза и плодородия, а также: птиц и как знак девичьей вольности, фигуры людей как знак рабства мужу. Использование аналогичных ритуальных изображений животных из теста (обрядовое печение) характерно и для других календарных праздников, в частности, Святок, Егорьева дня. Считалось, что, поедая их, человек приобщается к тем силам и способностям, которые приписывались поглощаемым животным.
Зеркальце, ставившееся в центре ростовской пряницы, также имеет аналог со свадебными обрядовыми хлебами южных славян. Там его укрепляли на пироги, которые дарили молодым.
Ответ на вопрос о его роли на хлебах и ростовской прянице неоднозначен, т.к. семантика зеркала в традиционной народной культуре сложна и противоречива. В данном контексте она, по-видимому, связана с ролью оберега от нечистой силы, сглаза, порчи, которыми был насыщен брачный ритуал и его многочисленные атрибуты. В самом русском свадебном обряде зеркало также находит свое место. Во Владимирской губ. после венчания молодые вместе глядятся в зеркало. Подобная традиция записана и в Ростове. После венчания на квартире у священника невесте расплетали косу на две, надевали повойник, после чего молодые одновременно глядели в зеркало и целовались. Здесь зеркало символизировало брак, укрепляло любовь.
Кроме того, зеркало в северных и центральных губерниях входило в число обязательных подарков жениха невесте, наряду с другими туалетными принадлежностями. Между тем зеркальце было тем единственным, что доставалось невесте при разделе пряницы, возможно потому, что существовала строгая регламентацией на прием пищи новобрачными. Для невесты и ее сверстниц сохранялся запрет на прием пищи, изготовленной в доме жениха. Причем, именно в Ростовском уезде зафиксирован обычай, по которому девицы-сверстницы невесты получали угощение только после ухода жениха.
Обращает на себя внимание тот факт, что зеркальце на ростовской прянице украшалось сверху декорированным полотенцем подобно тому, как его «наряжали» в народном быту, где зеркало распространяется довольно поздно и является предметом роскоши дома. В данном контексте является, пожалуй, символом достатка и семейного благополучия.
Вызывает интерес не только семантика зеркала, но и значение других фигур – «елочек». Известно, что устанавливаемое в центре некоторых обрядовых хлебов деревце являлось у славян, наряду с венцом (символом продуцирующей магии и оберегом) и караваем обязательным атрибутом свадебного обряда. Его присутствие в ритуале являлось всеобщим разработанным моментом и заключало в себе, видимо, уже забытый к XIX в. древнейший языческий символ древа мира.
Особая, пышная декорировка свадебных хлебов объясняется тем, что, как отмечено исследователями, максимальная концентрация растительной, зоо- и антропоморфной символики наблюдается в период свадьбы, знаменуя пик молодости в двух его фазах – расцвет и плодоношение.
Таким образом, пряники, взяв на себя функции обрядовых хлебов, также содержали магию воспроизводства, которая выражалась, в частности, в том, что пряники во время свадебного обряда преподносились только девушкам, а старухам было есть их не к лицу. Аналог такому разграничению содержится и в символике украшений женских головных уборов. У молодух обязательно присутствует на них символика доброплодия, т.н. «лягушки», а у старух она отсутствует.
Кроме пряников, имеющих украшение, подобное свадебным обрядовым хлебам, в Ростове выпекались также и иные свадебные пряники. Сама же традиция пряничных угощений была в Ростове и окрестностях известна еще с XVII в. К 1870-х гг. в городе насчитывалось шесть мастеров, считавшихся наряду с сапожниками, мясниками и пивоварами, «ремесленными людьми», и пять пряничных заведений. Особенно были известны пряники, выпекаемые в самом крупном заведении Ростова, принадлежащем купцу В.А. Смыслову.
Среди прочей продукции свадебный пряник В.А. Смыслова был представлен на сельскохозяйственной выставке в марте 1880 года в Ростове. Это был большой свадебный пряник, размеры которого совпадают с пряницей: длина 1,5 аршина и ширина 1 аршин, ценой 20 рублей, украшенный изображением герба г. Ростова. Он был удостоен бронзовой медали и похвального листа министерства государственных имуществ. Сделанный, по словам экспертов, «столь превосходно», что был «признан замечательным», заслужил «особенное внимание публики». Этот пряник комитет выставки предложил экспоненту Смыслову принести в дар Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Александровичу, сыну государя Наследника Цесаревича. На это предложение Смысловым «было изъявлено живейшее согласие и усердное желание». Сам же пряник с разрешения господина министра внутренних дел был отправлен в Ярославль к губернатору «для предоставления по принадлежности».
Близкий по размеру ростовскому бытовал свадебный пряник и во Ржеве. Он назывался «молена», был в 1,5 аршина длиной и 1,5 вершка (около 7см) толщиной, весил 1 пуд 35 фунтов (более 30 кг) и был украшен цветным сахаром, позолотой, орнаментом и изображением двуглавого орла. Подобный пряник упоминается и в воспоминаниях вологодского священника, рассказывающего о том, что жених должен ехать к невесте с пряником величиною в аршин и более, весом около пуда. Он делается по заказу и по особой форме: в середине двуглавый орел, а кругом, по кайме, птицы и рыбы.
Известно, что декор в виде двуглавого орла на свадебных пряниках наряду с изображением башен и крепостей имел в России, по некоторым сведениям, распространение еще XVII в, а от XVIII в. сохранились с подобным рельефом пряничные доски. Подобное украшение могло появиться на пряниках под влиянием других видов искусства, например, изразцов или вышивки.
Анализ этнографических материалов показывает, что сфера употребления в свадебных ритуалах хлебов и пряника довольно близка, родственна и их семантика. Пряник, унаследовав ту роль, которую выполняли хлеба и вобрав в себя их функции, еще продолжает играть в крестьянской среде XIX в. магическую роль. Важным компонентом, видимо, при этом остаются не только его вкусовые качества, но и декоративные, свойственные народному искусству и быту, символизируя «красивую» жизнь в достатке и благополучии.
Однако, развитие промышленности и торговли к концу XIX в. стало нарушать «магию» приготовления хлебов и постепенно привело к тому, что свадебный пряник и связанные с ним ритуалы начинают вытесняться из народного быта и сознания. Былое содержание обрядовой пищи забывается. На примере ростовской пряницы это выразилось, в частности, в том, что пряничные фигурки на ней А. Артынов (1860-е гг.) называет «куколками», В. Волоцкий – «куклами» — более древнее название, характерное для обрядовой терминологии, а Е. Бломквист в своей статье (1926 г.) уже «барынями» и «баринами».
В большинстве случаев свадебный хлеб служит символом благополучного житья. Знаковость кушаний сохраняется, переходя в игровую область и замещаясь новыми формами. Место, которое раньше традиционно занимала обрядовая выпечка, в XX в. начинает принадлежать свадебным тортам.
Таким образом, рассмотрение вопроса о роли и месте пряника в свадебном обряде ставит пряницу из Ростова в один ряд с общими национальными культурными традициями использования обрядовых хлебов, от которых и ведет свои корни символика его украшений. С другой стороны, показывает его уникальность. Она состоит в том, что при наличии в этнографической литературе многочисленных сведений о свадебных пряниках, декорированных различными изображениями – герб и рыба, дерево, птица, животные, данные о бытовании пряницы, аналогичной ростовской, отсутствуют. Имеется в виду не только сюжетный состав, но и способ украшений – стоячими фигурами. Укрепление зеркала на свадебных обрядовых хлебах находит аналог лишь у южных славян, что косвенно указывает на архаичность этой традиции.
Ростовская пряница выделяется среди всей описанной выше свадебной обрядовой выпечки. При этом принадлежит к местному этнографическому материалу, раскрывающему общие тенденции народной культуры. Немаловажно, что сохранились подробные сведения о ее бытовании и, самое главное, пряничные доски, использовавшиеся для ее изготовления, поступившие в коллекцию ГМЗ «Ростовский кремль» в 1913 г. Это типичные для выпечки фигурных пряников небольшие массивные доски, с размерами 21х15х3,5 и 28х14х3,5, сделанные местными резчиками специально для ростовских торговок пряниками. На лицевой стороне обеих в технике контррельефной резьбы выполнены крупные силуэты. На одном из них – дамы, на другом – кавалера, с детальной орнаментовкой такими характерными элементами как «желобки», «зубчики», создающими на поверхности пряника соответствующий рельеф.
По материалам статьи И.З. Зубец Нематериальное культурное наследие — Ростовский пряник