Торуньские пряники

В современной Польше очень популярны так называемые «торуньские пряники» с изображениями известных в ее истории лиц, народных героев, рыцарей, королей, а также и простых людей (женщина, сбивающая масло и др.). В фондах МАЭ есть пряник этого типа, изображающий Коперника.

Торуньский печатный пряник с изображением Н.Коперника
Торуньский печатный пряник с изображением Н.Коперника

Давний центр выпечки таких пряников — г. Торунь, от которого они и получили название «торуньские». Но «перникарство» распространено и в других местах Польши, в частности в Кракове, Силезни и на Мазурах. Однако пряники, который там делаются, по форме несколько отличны от собственно торуньских. Пряники пекут в городах и местечках пекари-специалисты. Их профессия была, а иногда бывает и сейчас наследственной. В давности пряники предназначались для привилегированных слоев городского и сельского населения. Но уже в XVIII в. их на ярмарках покупали и крестьяне.  Сейчас великолепные, большие (до 0,5 м) пряники темно-коричневого цвета, облитые глазурью, продаются как сувениры в магазинах CPLiA. Для их приготовления используют резные деревянные формы, реже железные.

Большие пряники, подобные торуньским, известны в Германии, Чехословакии, Австрии. России.

В декабре на польских ярмарках появляются в массовом количестве небольшие пряники. Они изображают св. Миколая, ангелов, дьяволов, наездников, младенцев в пеленках, краковян в «рогатывке» (особом головном уборе), сердце, лошадь, овцу и др. По тематике изображений и способам выпечки эти пряники сходны с пряниками «историческими», но в отличие от них украшения имеют накладные, зачастую вырезанные с помощью металлических шаблонов. Большинство современных центров ярмарочного перникарства (Жешув, Живец, Каньчуга, Ярослав и др.) развилось под влиянием традиции пряничников Кракова, Львова, Вадовиц, а также навыков чешских и австрийских мастеров. Сейчас глазированные пряники нередко пекут потомки мастеров, в прошлом изготовлявших пряники типа торуньских. Глазированными пряниками украшают елки (их «приносит» детям на рождество св. Миколай). Несколько таких пряников содержится и в коллекциях МАЭ (например, пряники в виде сердца, зайца и др.).

Пряник в виде сердца
Пряник в виде сердца

Для таких пряников замешивают на воде дрожжевое тесто их просеянной ржаной или пшеничной муки. Для того, чтобы тесто было рыхлым, раньше в него клали поташ, соду, а сейчас добавляют специальный порошок для печенья, продающийся в магазинах. Рецепт выпечки их в настоящее время очень упростился. Теперь в тесто редко добавляют орехи, мед, шкурку от апельсинов. Вместо меда используют картофельный сироп, а для того, чтобы пряники были темного цвета, примешивают к тесту жженый сахар. Перед первой мировой войной стали печь, кроме темных, разноцветные пряники из «сахарного» светлого теста без жженого сахара, но с примесью красителя. Тесто тщательно месили, затем оно 2-3 дня подходило. Готовое тесто раскатывали на столе и оттискивали на нем фигурными формами разные изображения. Раньше формы были деревянными, теперь они преимущественно металлические.

Оттиснутые из теста пряники клали на большие железные противни и ставили на несколько часов в печь. Выпеченные пряники покрывали глазурью — горячей смесью картофельного сиропа, сбитых яичных белков и специального красителя. Той же самой смесью, но уже остывшей, рисовали на пряниках геометрические и растительные узоры. Для этого пользовались воронками (lejka) из пергамента или резиновыми мешочками с разными металлическими наконечниками. Ими же писали на прянике, кому он предназначен, — «для Розы», «Зосе», «Касе» и др. Особенно часто изготовляли пряники в виде сердца с надписями: «от сердца»« «на память об одпусте», «люби меня» («od serca», «pamiatka z odpustu», «kochaj mnie»). Интересно, что такие же пряники пекут и в соседней Словакии.

На некоторых пряниках можно прочитать современные фольклорные двустишья:«Когда в сердце много любви, глаза горят от радости» («Kiedy w sercu dosc miaci, oczy plona od radosci»); «Не выбирай, девушка, чтобы не перебрать, чтобы не получить воробья вместо канарейки» («Nie wybieraj, panno, zebys nie przebrala, zebus za kanarka wrobla nie dostala»);  «Ясь, ты герой, когда только дело идет о бутылке» («Jasiu, z ciebie rycerz wielki, ale tylko do butelki») и др. Эти стишки напечатаны на машинке и наклеены на прянике. Нередко пряники украшают, наклеивая маленькую цветную фотографию влюбленной пары; тогда соответствующая изображению надпись находится под фотографией. Такие пряники друг другу дарят парни и девушки.

По материалам статьи О.А. Ганцкой «Польские народные фигурные кондитерские изделия» / Сборник музея антропологии и этнографии, т. 28, 1972. — с. 258-264.