Пряничные доски. Воронов В.С.

Пряники издавна играли многообразную обрядовую роль в старом русском быту. Сложные свадебные обряды и пиршества, поминовение умерших, дни новоселья, приношение пряников в так называемое «прощеное воскресенье» и дни именин, праздничные трапезы и другие отличительные моменты народной жизни имели в старину теснейшую обрядовую связь с декоративными пряниками. Последние были и вообще как бы обязательным элементом почти каждого неочередного и праздничного столовапия, представляя собой наиболее доступное и широко распространенное лакомство. Изготовлялись пряники, подобно хлебу, квасу и браге, хозяйственным домашним способом. Доски для печатания, по-видимому, бытовали в домоводствах старых многолюдных семей.

Позднее усложнившиеся потребности и вкусы народной жизни в этом направлении стали обслуживаться специальными пряничными заведениями или «заводами», изготовлявшими на продажу в громадных количествах пряники разных сортов, величин, форм, вкуса и ценности. Подобные производственно-торговые предприятия имели особенно широкое место в XIX веке.

Непременной технической принадлежностью как пряничного завода, так и домашнего приготовления пряников, служили резные доски, формовавшие — отпечатывавшие— лицевую сторону пряников, которые исстари усвоили себе на этом основании наименование «печатных». Пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного убранства изготовлялись из хорошо выдержанного материала (береза, груша, ива, липа) мастерами-резчиками, в художественном ремесле которых хранилась длительная преемственность народных вкусов и техники. Являясь прямым ответом на потребности домашнего хозяйства и возникая в среде художественно-бытового ремесла, пряничные доски служат важным и ценным материалом при изучении сложного комплекса памятников народного бытового искусства. Соединяя в себе одновременно и технические, и художественные основы широко распространенного промысла, эти оригинальные доски приобрели отличительную четкость и выразительность как в резном мастерстве, так и в декоративных мотивах. Доски для пряников из обширного собрания Государственного Исторического музея нужно относить, в главной их части, к техническому инвентарю старых пряничных заводов XVIII—XIX веков. По совокупности формально-технических, художественно-иконографических и бытовых признаков эти доски могут быть подразделены на пять главенствующих типов. Значительно различаясь между собой, эти объединения поддаются обособленным типологическим характеристикам. О полной замкнутости и изолированности одного типа от другого, разумеется не может быть речи. Кристаллизуясь в быту и художественном ремесле с обычной, свойственной народному искусству медлительностью, накапливая и проясняя свои формальные особенности в долговременном процессе, они сохраняют также многие черты общего характера. Эта общность выражается в переходящих, изменяющихся в трактовке, но устойчивых внутри иконографических мотивах и в единообразном складе резной техники.

Вышеуказанные пять типов пряничных досок можно обозначить следующими наименованиями:

  1. Фигурные
  2. Штучные
  3. Наборные
  4. Почетные
  5. Городские.

Хронологическое соотношение названных типов трудно установить с полной определенностью, но некоторые данные позволяют располагать их в известной последовательности. В общем нужно сказать, что, находясь на разных ступенях образования и развития, указанные типы досок бытовали одновременно, и вторую половину XVIII века можно считать временем, когда фигурные, штучные, наборные и почетные доски сосуществовали и оказывали взаимное влияние друг на друга.

Наиболее поздно сформировавшимся, технически несложным и художественно бедным является тип городских пряничных досок (начало XIX века), продолжающий свое существование до настоящих дней. Наиболее сложным декоративным убранством, монументальными размерами досок и значительным иконографическим заимствованием с западных мотивов и тем отличаются почетные доски, имевшие особенно широкое распространение па протяжении всего XVIII века. Составом наиболее древних изображений (зоографические персонажи, символические мотивы и восточная орнаментика) обладают ранние типы фигурныхиштучных досок, близких между собой по бытовому назначению. Они послужили основой дальнейшей типовой дифференциации и по происхождению своему должны быть отнесены далеко за пределы XVIII века — пока без точного определения времени их формального образования. Наборные доски, заключающие в себе признаки широкой производственной эксплуатации как орудия техники, шли следом за фигурными и штучными, отражая и суммируя характерные черты тех и других и одновременно значительно раздвигая границы прежнего иконографического репертуара (цикл новых реалистических наблюдений).

Наибольшей формальной неопределенностью и неустойчивостью декоративного убранства отличается древний тип штучных досок, занявший к XVIII веку промежуточное место среди почетных и наборных и значительно утерявший к этому времени своя характерные особенности.

Фигурные пряничные доски

Фигурная пряничная доска

Фигурная пряничная доска

Описываемый тип пряничных досок объединяет в себе массивные прямоугольные доски, среднего и малого размера (примерно: 19 х 24 см; 15 х 12 см; 21 х 38 см), имеющих на лицевой стороне крупные фигурные изображения — птиц, зверей и рыб. Доски данного типа служили для формования отдельных пряников. Формовочная поверхность их определяется характерными очертаниями данного изображения. Самый пряник обрезался по имеющейся на доске контурной схеме и имел фигурные очертания. Отсюда и возникает наименование типа. Резьба на рассматриваемых досках имеет так называемый мелкоузорный выемчатый характер.

Мотивы фигурных изображений на описываемых досках немногочисленны и устойчивы. Из них наиболее старыми образами, издавна пребывающими в иконографии народного бытового искусства, нужно считать коня, птицу и льва. Первоначальное символическое значение указанных изображений, постепенно ослабевая и забываясь, не повлияло на их формальное бытие: они сохранились в народном искусстве в качестве постоянных декоративных образов. Среди особенно распространенных и разнохарактерных изображений птиц нужно отметить три вполне реалистических варианта: петух, птица-пава (с веерообразно развернутым хвостом) и птица-лебедь. Распространенное изображение так называемой «птицы с оглядкой» (с обращенной назад головой) заимствовано из других техник и материалов (с тканей, изразцов). Птица-сирин (с человеческой головой, в короне), встречающаяся на старых пряничных досках, является наиболее устойчивым древним символом, кочующим почти по всем предметам старого народного быта.

К более поздним образам, возникшим на основе художественно-реалистических наблюдений, нужно отнести изображения рыб. Наиболее определенным видом здесь является так называемая «рыба-стерлядь». Она обычно изображается в трех положениях — прямолинейном, изогнутом и кольцевидном — и трактована как бы в своих горизонтальных проекциях. В других случаях изображение рыбы имеет характер декоративной схемы. Фигура льва обычно изображается в профиль с головой, поставленной в фас, и не имеет характерных вариантов. То же можно сказать и в отношении коня. Последний часто изображается оседланным. Все указанные изображения исполнены в условно-декоративном характере.

В дальнейшем этот весьма небольшой круг мотивов расширяется и в него входят новые изображения — или запечатлевающие мир окружающих органических форм или проникшие путем прямого заимствования из других иконографических источников (литографии, модные картинки, народный лубок). В первом случае появляются изображения овцы, барана, коровы, гуся, курицы и других домашних животных и птиц. Ко второму источнику нужно отнести доски с изображением всадников, военных персонажей, дам в модных нарядах, карет в запряжке, кавалера с дамой и других более сложных рисунков. Оба ряда изображений не отличаются той определенностью и малоподвижностью форм, которые свойственны более старым мотивам птиц, зверей и рыб.

Обогащению новыми мотивами, как это часто наблюдается в народном искусстве, сопутствует понижение техники и утеря художественной законченности. Эта особенность с полной ясностью видна в смене декорации фигурных пряничных досок за период XIX века, когда описываемый тип досок терял свои основные признаки.

Штучные пряничные доски

Одним из наиболее ранних типов пряничных досок — наряду с фигурным — является и рассматриваемый ниже тип штучных досок. Составляющие его небольшие массивные доски (средний размер 20 X 15 см) предназначены для оттисков отдельных пряников и имеют на формовочной стороне исключительно орнаментальные мотивы. Состав последних довольно широк и разнообразен; он отражает ряд влияний, испытанных штучными досками за длительный период их существования.

К числу характерных орнаментов, свидетельствующих о большой хронологической глубине рассматриваемого типа досок, нужно отнести мотивы круга (символ солнечного диска) и ременно-плетеный узор.

Орнаментированный круг (в обширной серии вариантов) является, как известно, основным декоративным элементом наиболее старой народной резьбы трехгранно-выемчатой техники; в пряничных досках он встречается сравнительно редко и, встречаясь, (именно— в штучных досках) указывает на время непосредственной технической связи, существовавшей между наиболее старым видом трехгранно-выемчатой резьбы и резьбы мелкоузорной выемчатой, примененной исключительно для декорации пряничных досок и уже четко определившейся к рубежу XVII—XVIII веков. На штучных пряничных досках указанный мотив наблюдается в наиболее чистом графическом построении (радиальное расчленение) и еще в свойственной ему первоначальной технике — трехгранной выемке. Лепестковая розетка, в позднейшее время широко примененная в декоративном убранстве пряничных досок, представляет собой переработку и видоизменение именно этого древнего мотива.

Штучная пряничная доска

Штучная пряничная доска

Другим характерным мотивом, указывающим на происхождение типа штучных пряничных досок, служит так называемый ременно-плетеный узор. Количественно он составляет значительную часть рассматриваемой иконографии, складываясь из нескольких весьма четких, устойчивых, многократно повторяющихся элементов. Из них можно указать на следующие: переплетение двух сердцевидных фигур; переплетение сердцевидных фигур с окружностью; переплетение двух ромбов; фигурная плетенка в виде пяти квадратов: сложная фигурная плетенка из двух сердцевидных фигур и ромба; мелкое сетчатое плетение нескольких вариантов и т. д. Указанные орнаменты представляют собою узкую ременнообразную полосу, образующую путем несложного переплетения замкнутую симметричную фигуру; последняя и является локализованным декоративным мотивом отдельной небольшой доски.

Являясь первичным источником для развития других типов, тип штучных досок за длительный период своего бытования широко отражал на себе и обратные влияния. Он воспринял целый ряд иконографических рефлексов с монументальных почетных досок XVIII века. Растительная орнаментика и изображение двуглавых орлов являются этому доказательством. Изображения рыб и птиц, уменьшенные в масштабе и заключенные в сложные орнаментальные обрамления, отражают мотивы фигурных досок. Эти взаимные влияния делают иконографию штучного типа сложной, разнохарактерной, имеющей ряд как бы хронологически противоречивых наслоений, затрудняющих построение четкой типовой характеристики. Заимствуя и перенимая мотивы почетных и фигурных, штучные доски подвергают их при частичной передаче на небольшие формовочные участки различным степеням деформации (в сторону упрощения или усложнения) и сами становятся как бы промежуточными ступенями, на которых приглушены и нейтрализованы типичные и резкие черты художественно-декоративного убранства основных типов. Штучные пряники приобретают при этом бытовое назначение как бы второстепенных и третьестепенных почетных пряников, предназначавшихся для малозажиточных групп населения. Подобный характер имеют поздние (XVIII—XIX вв.) штучные доски, количественно преобладающие в музейных коллекциях; они в значительной мере уже утеряли первичные графические элементы и дают преимущественно образцы позднейших, так называемых обратных иконографических влияний.

Наборные пряничные доски

Главным внешним признаком этого типа пряничных досок, как указывает само наименование, является то, что каждая доска представляет форму для набора небольших пряников, прямоугольных, квадратных или трапецеобразных в очертании, объединенных размером, резной техникой и декорацией. Наборная пряничная доска является доской производственной, тяготеющей к принципу массовой выделки пряников. Она шла во след доскам фигурным и штучным, с которыми имеет ряд общих признаков и принадлежит времени, когда пряничные заводы были главными поставщиками печатных народных пряников. Большая пряничная коврига, формованная наборной доской, расчленялась на соответствующие делениям доски количество долей (так называемых «шашек» или «угольников»), причем каждый небольшой пряник обладал законченным — локализованным узором или изображением. Наиболее распространенный размер наборной доски (обычно, прямоугольной) выражается в следующих цифрах: 25 X 17 см; 30 X 25 см; 34 X 40 см. Встречаются, однако, доски и ромбической формы. Наборы делались различной численности. Доски с трапецеобразными делениями и с изображением преимущественно птиц и зверей имеют набор пряников в среднем 8—12 штук; на досках, одновременно группирующих на себе мотивы и зоографические и орнаментальные, наборы увеличиваются до 16—20 штук; на досках с небогатыми орнаментальными мотивами встречаются и более дробные деления — па 36, 40, 50, 80 и даже 120 малых квадратных или прямоугольных пряников (так называемых «грошевиков»).

Наборная пряничная доска

Наборная пряничная доска

Мотивами наборных досок служат те же, что и на фигурных досках, изображения, птиц, коней, львов, рыб и некоторых других фигур (олени, козы, медведи), а также — почти в одинаковой доле — ременно-плетеные узоры геометрического характера (типа штучных), растительные мотивы и, наконец, отдельные бытовые предметы и их несложные группировки. Каждая доска, расграфленная линейными нарезами в слабоуглубленной формовочной поверхности на ряды одинаковых по очертаниям и размерам участков, содержит в себе обычно и ряд повторений декоративных мотивов.

Кроме перечисленных выше мотивов, составляющих содержание наиболее старых досок и выделяющихся своей стилистической выдержанностью, на наборных досках — вообще весьма богатых иконографически — мы встречаем целый ряд изображений и тем, появившихся позднее. Иконография именно наборных пряничных досок оказалась наиболее подвижной, склонной к расширению своих старых границ, допускающей передвижение и обновление декоративных элементов. Как характерную черту отмечаем, что расширение мотивов происходило в сторону вовлечения в репертуар преимущественно предметных — бытовых — изображений, а позднее и человека. Ряд новых мотивов свидетельствует о внимании и заинтересованности народного художника и потребителя предметами новой культуры. Таковы изображения пароходов, паровоза, часов, самоваров, конторских счет, сапог и т.д. Среди изображений человека отмечаем пряху, охотника, сеятеля, солдата, пастуха — образы, характеризующие окружающую жизнь.

К описываемому типу наборных досок можно так же отнести, как характерные разновидности, доски наборно-подносные и доски наборно-картинные. И те и другие, хотя и имеют ряд признаков, общих с досками для почетных пряников (размер, сложность единой композиции), по в то же время являются по характеру своего выполнения и по тождественности мотивов чрезвычайно близкими к типу наборных. Особенно интересны по декоративному содержанию доски наборно-подносные. Крупные по размерам и тщательные по исполнению, они имеют изображения круглого, прямоугольного или восьмигранного подноса с узорной каймой, занимающего всю формовочную поверхность доски; поле подноса покрыто изображениями различных яств: рыбы-стерляди, жареные птицы, пироги, фигурные пряники (птицы-лебеди и петухи), и принадлежностями стола: кувшины, чарки, ножи, вилки. Указанные изображения по своим формам и резной технике совершенно тождественны с подобными же мотивами, встречающимися на других наборных досках и на досках фигурных.

Кайма подноса лишь композиционно объединяет в одно декоративное целое ряд известных нам мотивов наборных досок, почему подносные доски и отнесены условно к типу наборных, как разновидность последних. Но с той же долей оснований они могут быть внесены в круг больших, сложных по декорации «почетных» досок. Бытовое назначение пряников «с подносом» вполне совпадает с назначением «почетных». Декорация другой группы досок, объединенных наименованием наборно-картинных, состоит из соединения на формовочной поверхности различных фигурных и орнаментальных мотивов, свойственных наборным доскам, но расположенных не в строгой системе прямоугольных делений, а в свободном композиционном размещении, стремящемся придать обычному набору изображений внешнюю декоративную связь.

Наборные доски были распространены в пряничном производстве до последней четверти XIX века. XVIII век нужно признать временем наибольшего художественного расцвета наборных пряников.

Почетные пряничные доски

Тип почетных досок характеризует изготовление их как большое и сложное мастерство. Значительная величина почетных досок и монументальность художественного задания, указывая на черты богатого быта и хозяйственного размаха, свидетельствует одновременно о широких границах и высоком уровне резного художественного дела.

Сохранившиеся на почетных досках цифровые даты относят бытование описываемого типа к середине XVIII века. Ряд иконографических признаков резной декорации отодвигают образование его глубже — на рубеж XVII—XVIII веков. Почетные (заздравные или поздравительные) пряничные доски по внешности своей характеризуются прежде всего крупным размером, значительно превышающим размеры досок всех других типов. Величина почетных досок в отдельных экземплярах достигает 83 X 47,5 см; 93 X 54 см. По форме своей они обычно представляют удлиненные прямоугольники; формовочная площадь слегка углублена и выделена по четырем сторонам срезами в глубь доски. Реже встречаются доски круглые или многоугольные. Резная декорация почетных досок отличается, в сравнении с другими типами, развитой и сложной композицией, требующей от мастеров-рисовальщиков и резчиков большой художественной подготовленности и технической уверенности. Знаменовать и резать формовочную доску для почетного пряника являлось ответственной задачей; поэтому, вероятно, некоторые из сохранившихся досок донесли до нас имена резчиков-художников, вырезанные на этих монументальных досках.

Мотивы декорации почетных досок более, чем других, подверглись стилистическим влияниям извне; орнаментика их должна быть, в значительной доле, отнесена за счет прямого заимствования и подражания. Мастера, резавшие эти доски, по-видимому, находились в сфере разнообразных и подвижных художественных влияний, пересекавшихся и отражавшихся на бытовых вещах древнерусской жизни. Традиции русского декоративного искусства XVII века ощутительны на типичных композициях почетных досок.

Почетная пряничная доска

Почетная пряничная доска

Так мы наблюдаем на почетных досках явные следы заимствований с чеканной металлической посуды (шестилопастные фигурные клейма симметричного построения, изображения зверей и птиц в травном орнаменте, волнообразный побег с ответвлениями), с гравюрных рисунков (архитравы, картуши), с изразцов (двуглавые орлы и пр.). К этому нужно добавить, что почетные доски совершенно не отразили в своей иконографии живых наблюдений художников-резчиков; эти впечатления были, по-видимому, заграждены обилием окружающих орнаментальных тем, доступных заимствованиям.

Резная декорация почетных пряничных досок складывается из нескольких характерных видов. Последние могут быть обозначены следующими наименованиями: орленые (изображение двуглавого орла), хоромные (архитектурные композиции) и сложноузорные (разновидности растительного орнамента). Указывая на различные виды декоративного убранства почетных досок, необходимо отметить характернейшую общую их черту — круговые резные надписи. Значительное количество почетных досок всех видов резной декорации имеют по четырем сторонам внутреннего прямоугольника, включающего центральную часть декорации, крупновырезанные надписи; последние входят важным составным элементом в общую композицию досок. В начертании своем надписи имеют характер позднего полуустава, иногда вязи, иногда гражданских шрифтов послепетровского времени. Содержанием надписей является имя мастера, владельца завода и города, иногда сопутствуемое цифровой датой, или какое-либо приветственное пожелание, обращение к получающему пряничную почетную ковригу или, наконец, качественное обозначение данного пряника. И, наконец, имеются надписи, подтверждающие изготовление почетных досок по специальному заказу для подношения пряника определенным лицам. Из содержания разнообразных надписей на почетных досках производство последних должно отнести к губерниям: Тверской, Смоленской, Владимирской, Вологодской.

Городские пряничные доски

Тип городских пряничных досок объединяет в себе небольшие доски позднего происхождения, с краткой резной надписью, обозначающей город, где изготовлялись пряники и несложной, подчиненной надписи, орнаментацией. Доски в форме удлиненного прямоугольника (28 X 15 см; 17 X 8 см) имеют на формовочной стороне выделенной глубоким двугранным вырезом (образующим рельефные края пряника), крупную резаную вглубь надпись, именующую город, как, например: «сия ковришка вяземская», «воровская ковришка», «пряник с вяземска», «сия ковришка верейская», «сия ковришка тверская кушай», «ковришка костромская», «тула», «Москва», «тверь», «вологда», «г. костро (ма)» и т.д. Этот типичный характер декорации городских досок с надписями вызвал ряд подражаний. К числу таковых относятся доски с ложной надписью (нечитаемым буквенным узором) по краям доски и примитивным орнаментом в среднем поле (чашевидные цветы, квадратное плетение, розетки); доски с изображением в средней части рыбок в обрамлении полос с поперечными линейными нарезками (деформированная в орнамент надпись) и другие близкие варианты.

К типу городских пряничных досок относятся также и различные по технике и узору небольшие доски с именами и инициалами заводчиков, наименованиями пряника и краткими приветственными пожеланиями. Приводим несколько подобных надписей: «Л. И. С», «К. Н. К.», «братьев Сквозневых» «федора черниц.», «фабрики ивана», «р1мския», «лшбурск», «сарепский», «царский мендалн», «Е. Н. в знакъ преданности», «во ожидании ответа», «прошу в здравие кушать», «кого люблю того дарю» и пр.

Городские пряничные доски как в основном своем виде, так и почти во всех вариантах характеризуются грубоватой простотой и бедностью композиции, довольно небрежной по исполнению резьбой и представляют собой позднейшую упадочную стадию художественности пряничного производства.

Бытовая роль пряников ко времени распространения городских коврижек уже утеряла традиционную обрядовую чинность. Городские пряники, иногда сохраняя в своих надписях некоторые отзвуки старинных приветственных обращений, служат просто доступным лакомством, широко распространенным в деревенском быту и у городского населения. Район распространения городских пряничных досок очень широк. Он представляется весьма значительным даже по музейным памятникам, которые охватывают имеющимися на них обозначениями следующие губернии: Московскую, Калужскую, Тульскую, Смоленскую, Ярославскую, Костромскую, Вологодскую, Нижегородскую.

Время бытования городских досок и пряников — XIX век во всей его протяженности и позднейшее время — вплоть до настоящих дней.

Заканчивая настоящую характеристику главных типов пряничных досок, необходимо сказать, что указанные формовочные доски не служили единственным техническим орудием в пряничном производстве, хотя и являлись наиболее распространенными. Кроме досок, в производственном оборудовании и частнохозяйственном быту встречались и другие формы; некоторое количество их сохранилось в музейных собраниях. Формы эти следующие: 1) валькообразная, 2) печатевидная и 3) чашеобразная.

Валькообразные формы не имели столь широкого распространения, как доски, и являются позднейшими техническими изобретениями, обслуживающими формование преимущественно мелких пряников с несложным рисунком и невысоким рельефом (розетки, рыбки, цветы). Валькообразная пряничная форма представляет собой, в сущности, ту же самую прямоугольную доску, слегка удлиненную и срезанную в одном конце по краям для образования рукояти. Более старыми следует считать печатевидные формы, имеющие стройную техническую оформленность и мотивы более сложной композиции и резьбы: двуглавый орел, птицы, розетки, растительные орнаменты. Печатевидные формы по большей части невелики, имеют вид круглой формовочной доски с возвышающейся над ней круглой плоской рукоятью, вырезанной из того же куска дерева. Обслуживают они производство штучных пряников.

Чашеобразные деревянные формы издавна бытовали в домашнем народном хозяйстве. Наравне с подобными же глиняными сосудами, они служили формой для киселей и караваев. Имея на внутренней стороне выгнутых стенок резную декорацию, вполне тождественную доскам, они формовали не плоскую прямоугольную ковригу, каковой обычно является пряник, а высокий, круглый в основании, узорный каравай. Чашеобразные пряничные формы являются полным развитием массивных квадратных досок (из типа почетных — орленых) с сильным углублением формовочной поверхности.

Из книги Воронов В.С. «О крестьянском искусстве» (приводится с сокращениями), 1926 г.