Яркие звезды в холодном январском небе еще не поблекли, а свет в заснеженных избах на Терском берегу уже горит. Седьмого января в поморских деревнях просыпаются рано, чтобы успеть приготовить к утреннему чаю козули. Так уж повелось в этих северных местах: в день Рождества стряпают из ржаной муки печенье в виде фигурок коз, лошадей, овец, коров, оленей — их-то и называют козулями.
Очевидно, корни этого обычая уходят в языческие времена, когда люди поклонялись животным. Первые письменные упоминания о нем встречаются в документах XII века. По обычаю, женщины с вечера должны в церкви помолиться и в баню сходить, только тогда они могут приниматься за стряпанье.
Тесто для козуль готовят из ржаной муки, воды и соли. Делают его очень крутым и пластичным — иначе хорошие не получается. Месить частенько помогают мужчины: не у всякой женщины хватит на это сил. Потом тесто раскатывают, разрезают на маленькие ломтики и из этих заготовок сероватого цвета лепят фигурки. У каждой мастерицы получаются свои неповторимые птицы, олени, бараны, нерпы, коровы. Конечно, в этих образах много условного, и все же без ошибки отличишь одно животное от другого.
Вылепленные фигурки раскладывают на противнях и ставят в раскаленную русскую печь. Только наберутся они пыла и жара, как их быстро вытаскивают, обдают кипятком и — снова в печь, примерно на полчаса, пока хорошенько не пропекутся.
Из печи козули вынимают заметно подрумянившимися, они слегка блестят и аппетитно пахнут. Придирчиво осматривает их хозяйка. Если заметит трещинку, неровность или пятнышко подгоревшее — в сторону отложит. Потому как не только по вкусу, но и по внешнему виду судят поморы о мастерицах готовить ржаное угощение.
Испеклись козули. Поспел самовар. И начинается рождественское чаепитие, которое без гостей не обходится. Заходят друг к другу близкие, соседи, забегают поздравить с праздником дети. Колядки поют:
Птичка летела,
Хвостиком вертела.
Все люди знайте,
Козулю подайте.
И каждому в праздничный день хватает ржаного печенья.
Козуля, впрочем, не только рождественское угощение, но и талисман. Каждая фигурка имеет определенный смысл. Коза, например, считается символом изобилия и достатка в доме, корова — хорошего урожая и постоянного плодородия. Олень несет долголетие и счастье. Если дарят «тетеру с птенцами», желают материнства и здоровья детям. Охотники на Рождество получают нерпу или тюленя — символ успеха в их трудном деле. поэтому, выбирая для подарка козулю, учитывают, кому она предназначена и что человеку лучше всего пожелать в этот день.
К подаренным козулям поморы относятся бережно, хранят порой рядом с образами. И для детей это желанный подарок, ими и поиграть можно, и обменять у приятелей на другие. Но, пожалуй, приятнее всего отведать разные фигурки, а потом рассказать, у кого в деревне самые вкусные получились.
Мастерству стряпать козули девочки учатся сызмальства. Вместе с бабушками и мамами лепят их в рождественское утро. Случается, что их коровы, овцы, барашки получаются не хуже, чем у взрослых. Так из поколения в поколение передается в поморских деревнях этот хороший старый обычай.
И. Константинов
По материалам журнала «Наука и жизнь», №12, 1990. — с. 94-95.