В верховьях Волги стоит древний русский город Тверь. С незапамятных времен тверичи славились «резным по дереву мастерством». Знаменитые тверские деревянные ковши с рукоятками в виде конских головок возами вывозились на рынки России.
Кроме посуды, Тверь была знаменита и своими пряниками. Выпекались они самых различных форм размеров и отличались абсолютной белизной и изысканным вкусом. Тверские пряничники держали свои магазины не только в Москве и Петербурге, но и в Берлине, Лондоне, Париже.
Чтобы получить красивый узорный пряник, необходимо было вырезать из дерева специальную форму. Орнамент на досках вырезался углубленный, чтобы на готовом изделии он получился выпуклым. Сложные пряничные узоры рисовали иконописцы, а затем их вырезали умелые мастера. Из-под искусных рук резчика выходили доски с теремами и двуглавыми орлами, огромные осетры и стерляди, птицы, кони, фантастические деревья, цветы, всадники, лебеди, птицы Сирины.
Самыми любимыми сюжетами у тверичей были изображения рыб разных размеров и «стерлядь колесом». Дело в том, что в верховьях Волги, на мелководье, идя на нерест, стерлядь отталкивается хвостом от песка и как бы в виде колеса проходит мелкие места. Вот так и возник этот древнейший пряничный сюжет.
Но самой большой любовью пользовались тверские пряники с изображением военных. Это был, как правило, генерал, часто верхом на коне, в треуголке с пышным плюмажем и эполетах, с руками, «согнутыми кренделем». Часто грудь храброго вояки была украшена большим количеством звезд и крестов. Глядя на пряничных генералов, вспоминаются стихи Николая Алексеевича Некрасова:
— А генералов надобно? —
Спросил их купчик — выжига.
«И генералов дай!
Да только ты по совести,
Чтоб были настоящие —
Потолще, погрозней…
…Давай больших, осанистых,
Грудь с гору, глаз навыкате,
Да чтобы больше звезд!»
Вот такие пряничные генералы, скорее забавные, чем грозные, сохранились на старинных деревянных формах. Как возник этот сюжет?
в 1809 году на постоянное жительство в город Тверь переезжает любимая сестра Александра I великая княгиня Екатерина Павловна. В связи с этим был подновлен дворец, а для свиты были построены каменные дома.
Великая княгиня отличалась приветливостью, любила веселье и давала балы, на которые приглашались и дворяне, и купцы, и военные. Часто на балах присутствовал сам император, и при нем веселья было еще больше. По Волге устраивались катания на яхте и лодках с музыкантами и песенниками. Вечером зажигались иллюминация и фейерверк. Таких праздников и балов было немало. Без сомнения, блестящая свита императора, золотые эполеты и плюмажи свитских генералов, модные и роскошные туалеты дам не могли не поразить воображения горожан.
Началась война 1812 года. В Твери было сформировано ополчение против врагов. И опять главными героями дня стали военные. Все эти события и нашли отражение на пряничных досках. Не случайно пряники с изображением генералов назывались «наполеонками».
Пряники были угощением особым. В глубокой древности их торжественно подавали на праздничных трапезах, они участвовали в свадебных и поминальных обрядах, им приписывались целительные свойства.
Не обходился без узорных пряников и царский дом. Так, по случаю рождения Петра I в Грановитой палате был устроен «родинный стол», где «самое видное место занимали и служили украшением» три огромные пряничные коврижки. Одна из них изображала герб Московского государства. Существовал также обычай подносить пряники московскому патриарху по случаю именин. Такие пряники назывались «подносными». Узор на них был наиболее наряден и часто сопровождался надписью.
Пряники с надписями ценились особенно высоко. Трудно было вырезать рисунок на доске, а сделать правильно надпись резцом еще сложнее. Буквы и цифры вырезались в обратном направлении, то есть в их зеркальном отражении. Зато на прянике они становились правильными.
Резные доски-формы накладывались на пряничное тесто, узор отпечатывался, а затем пряник отправлялся в печь. После выпечки его покрывали цветными глазурями — белой, голубой, розовой. В особо торжественных случаях глазурь дополнялась кусочками сусального золота. Эти пряники назывались «сусальными». Готовые изделия становились подлинными произведениями искусства и напоминали драгоценные эмали.
Пряники различались не только по сюжетам, декоративному убранству, цвету теста, но и размерами. Были маленькие четырехугольные прянички, пряничный горох (он продавался на вес), фигурные пряники и большие «почетные» коврижки. Известен такой случай в Твери, когда на свадебный пир везли пряник на двух возах, чтобы внести его в дом, сняли дверь и на ней подали пряник на праздничный стол.
Недолог век пряника. Как бы вкусен и наряден он не был, его век исчисляется часами, днями, самое большое — неделями. Сегодня старинные пряничные формы и пряники можно увидеть лишь в музейных коллекциях.
По материалам журнала Новая игрушечка, №40, 1999 г. — с. 47-50.