Словно пришельцы из древнего мира старых поверий, ожили в доме Марфы Егоровны Сидоровой фантастические хлебные фигурки — лепные рождественские козули.
— Это вот — козулька, а это — козлик, а это — курочка своего детеночка несет…
Марфа Егоровна расставляет готовые фигурки на противне, чтобы затем посадить их в русскую печь.
Еще недавно в северных деревнях — на реках Мезени и Пинеге, на Терском берегу Белого моря лепили накануне Рождества хлебные фигурки в виде домашних животных и птиц. В этом обряде, давно утратившем свое магическое значение, сохранились отголоски древних языческих верований. Праздник нарождения Солнца у древних славян был богато обставлен действиями, направленными на обеспечение здоровья скота, хорошего урожая, благополучия семьи. Языческие жертвоприношения богам священных животных — оленя, коровы, барана, бывшие необходимым элементом давнего праздничного обряда и впоследствии запрещенные христианской религией, заменялись ритуалом поедания изображений животных из теста1. Не случайно на Мезени рождественские вечеринки, где девушки угощали парней своими козулями, назывались братчинами.
— Накатаем козуль, договоримся — кто поскольку… А парням накажем: вы, ребята, из лесу придете — не пейте, не ешьте — будем сегодня чай с козулями пить у кого ли… Едим козули да хвалим, у кого всех вкусней наделаны. А потом веселье да игры начнутся. Называлось это — братчина, это на 3-й день либо на 4-й после Рождества, — вспоминает Мария Ефремовна Базарева, родом из Лешуконского района Архангельской области. Здесь козулями называли не только фигурное печенье из пресного ржаного теста, но и сдобные, на масле, «витушки» из белой муки.
Заранее готовили козули и для одаривания колядующих ребятишек и молодежи, которые на Рождество приходили «славить» хозяев дома.
Кто даст пирога — тому двор живота, А кто даст рогушек — тому двор телушек!
(Пинежский район)Где козел ходит — там поле родит, Где корова с рогом — там жито стогом!
(Лешуконский район)Нам не дорога чара зеленого вина,
И нам не дорога братыня пива пьяного,
Дорога нам козулечка рождественская…
(Мезенский район)
До сих пор на Мезени старые люди помнят, что раньше считалось: чем больше будет вылеплено хлебных фигурок, изображающих животных, тем здоровее и плодовитей будет домашний скот (не случайно часть фигурок всегда скармливалась скоту), тем лучше будет урожай в новом году, тем здоровее и богаче будут все живущие в доме. Особое значение имели хлебные фигурки в том доме, где есть невесты. Парни специально шли за козулями в тот дом, чтобы получить их из рук девушки.
Древний обычай давно утратил свое магическое значение, лишь на забаву внукам вылепит теперь какая-нибудь бабушка рогатые козульки из ржаного теста. Но многие из пожилых женщин еще помнят вечера накануне Рождества, когда вся женская половина и ребятишки дома, собравшись за большим столом, лепили маленькие хлебные фигурки, которые повсюду на Севере называли козулями, по-видимому, оттого, что все они были с рожками, разная форма которых позволяла отличить средь них и козу, и корову, и оленя, хотя их обобщенная форма символизировала собой животное вообще. Козел же, в частности, — древний символ плодородия.
Марфе Егоровне Сидоровой, родом из деревни Ценогоры Лешуконского района, лишь однажды, когда ей было 12 лет, пришлось лепить вместе с матерью козули, но на всю жизнь запомнила она этот праздничный обряд, вылепив в тот вечер не один десяток козуль и усвоив несложные приемы лепки древних фигурок.
— Дело-то простое: возьмешь ржаной муки самой темной, да на воде замесишь покруче, соли немного добавишь — вот и готово тесто.
Марфа Егоровна делится своими хитростями, а руки ее в это время ловко и сильно расправляются с тестом. Быстро посыпает его мукой и долго разминает, чтобы, отогревшись в руках, оно стало мягким и податливым в работе. Из готового раскатывает толстую «колбаску» и ловко отхватывает от нее ножом одинаковые кусочки теста, из них оживут в ее руках архаичные фигурки. Легкими прикосновениями кончиков пальцев незаметно для глаза лепится туловище пока еще неизвестного животного, в последнюю очередь вытягивается шея. Здесь уже нужен нож, чтобы сделать определенное число надрезов в зависимости от формы головы будущего животного: козе, корове, барану — один надрез, оленю — четыре, по два на каждый рог; затем защипом наметится нос, чуть вытянется хвостик — и скульптурка готова. Утка с детенышем сделана еще проще. Марфа Егоровна называет ее «тяпушечкой»: растяпано тесто руками, да вытянута птичья головка, для красоты — вилкой оперение и гребень мелкими дырочками наколоты. Прежде чем попадут козули на большой противень и в печь, они побывают в крутом кипятке, отчего станут плотными и блестящими и не потеряют от жара свою форму, поэтому их еще называют обварными.
Художественное своеобразие козуль обусловлено особенностью самого материала. Лепные изделия из теста, как и глиняные игрушки, говорят особым языком народной пластики. Здесь главный инструмент — рука мастера. Она задает пропорции и ритмы, условность и лаконизм формы, а образ рождается от фантазии, изобретательности, остроумия, настроения мастера.
Пластика лепной козули чрезвычайно условна, но выразительна. Это знак, символ животного, его конкретный образ дорисовывает наше воображение. Фантазия подсказывает мастерицам самые разнообразные варианты превращения образа: туловище одинаковое у всех козуль, а в проработке головы свободно проявляются и выдумка, и наблюдательность. Удачно придуманное однажды повторяется и закрепляется затем в работе других мастериц.
Давно утратив свою магическую функцию, козули делаются как забава для ребятишек или — по специальному заказу — для выставок. Разновидности деревенских козуль — катаные, витые из жгутов ржаного теста — также сохранились до наших дней в Лешуконском районе Архангельской области.
Анна Николаевна Кашунина из длинных жгутов теста выкладывает на плоскости, «вьет» фигуры — знаки оленей, птиц, коров, зайцев, человека. Своей условностью они напоминают первобытные формы искусства. «Так делали с мамой, а теперь я и сама напридумывала», — говорит мастерица. Для нее в каждом образе — реальный земной смысл, выразить его она помогает стихами, которые тут же сама и сочиняет. Изобразительный и устный фольклор сливаются в ее творчестве: «Ну, вот, накатала, а теперь и оговорить нужно…»
Коровушка божья, титочка востра.
Сучок на бочку — донна к молочку.
Коровушка идет — молока ушат несет.
Будем коровушку доить, будем деточек кормить.
Сидит котик на полу да моет мордочку свою.
Олешек бегает по болоту — себе пищу достает.
«Также вот и мама нам всегда наговаривала», — рассказывает Анна Николаевна. Такое импровизированное творчество становится праздником и для самой мастерицы, и для тех, кто любуется ее творчеством, в первую очередь для детей, которых эта работа-игра захватывает.
В трансформированном виде древний праздничный обряд сохраняется и живет в наши дни и в городе, в искусстве мастеров-пряничников. Архангельские вырезные пряники-козули, богато украшенные сахарной поливой, по всей вероятности, возникли в городе не без влияния деревенских козуль, о чем свидетельствуют и общее название и общая тематика основных изображений2. Став городским промыслом, козули утвердились среди горожан как новогодний подарок родным и близким. Традиционный архангельский пряник приобрел большое разнообразие сюжетов и изысканность форм декоративного убранства. Подобный род обрядового печенья известен и в странах Западной Европы. Глазурованными пряниками украшают новогодние елки, их дарят детям на Рождество.
В основном выпечка пряников козуль была семейным делом. Мужчины изготовляли из полосок кровельного железа специальные контурные формы для вырезания пряников, женщины готовили темно-коричневого цвета тесто с добавлением патоки, жженого сахара и различных пряностей. Украшали, расписывали пряники всей семьей — и взрослые и дети, благодаря чему искусство передавалось в семье из поколения в поколение. Особенно славились мастера в районе Соломбалы — Кузнецовы, Васильевы, Ивановы, Доронины. Их родственники до наших дней сохранили старинные массивные пряничные формы с изображением оленя, коровы, коня, птицы, женской фигуры — это исстари главные пряничные персонажи. В старину рецепты изготовления теста и сахарной поливы сохранялись мастерами в тайне друг от друга, каждая семья пряничников имела отличительные признаки декоративного убранства козуль.
Ирина Максимовна Кулебякина, которой сейчас уже нет в живых, занималась выпечкой рождественских козуль еще Архангельские козули до революции, пекла их не только для своей родни, но и носила на базар для продажи. Помогали ей в этом деле семь ее дочерей, которые впоследствии стали заниматься пряничным делом самостоятельно. Третье поколение этого семейства — А.С. Кузнецова, С.Г. Питателева, З.Г. Абашкина, Е.В. Крунина, Т.М. Лябзина до наших дней сохранили особенности стиля старых пряников, традиционные сюжеты и приемы украшения. Вот уже более 30 лет формы для пряников делает своим родственницам Андрей Михайлович Кузнецов, внук И.М. Кулебякиной. Сначала он копировал старинные формы, оставшиеся от бабушки. Постепенно круг пряничных сюжетов расширялся за счет современной тематики — по заказу внуков. Современные формы сделаны из обычной жести. Размеры форм и принцип их изготовления остаются традиционными: высота крупного пряника 15—25 см, маленького, для елочных украшений и детских гостинцев — 5—10 см, ширина режущей полоски 1,5—2 см. Все нововведения Андрея Михайловича не идут вразрез с традиционными приемами. Жестяная полоска мягко, округло выводит контурную форму того или иного изображения и обычно завершается полоской «земли», которая конструктивно необходима здесь для объединения формы, чтобы «ноги» у пряника не обламывались, чтобы его удобно было брать в руки или ставить для красоты на полку. Изображение, как правило, статично, форма замкнута, в ней нет резко выступающих частей, передается лишь основное, главное, характерное в силуэте фигуры. Животные изображены в профиль, человек — в фас. Такое решение формы пряника найдено не одним поколением мастеров, искавших наиболее конструктивный вариант формы для сохранения хрупкого пряничного материала, каждый мастер привносил свои дополнения и усовершенствования. Так, выбранный Андреем Михайловичем новый сюжет проходит своеобразную художественную обработку мастером: отбрасываются все частности, ненужные детали, силуэт будущего пряника принимает обобщенную выразительную форму в соответствии с традицией.
Архангельский пряник интересен своим богатым декоративным убранством. В прежние времена козули были предметом угощения: девушки лучшие пряники готовили для своих парней, состязались друг с другом в мастерстве украшения. У каждой были свои хитрости в приготовлении сахарной глазури, свои способы украшения. Ценились пряники, у которых глазурь не осыпалась и сохранялась в целости 1—2 года. Подарочные большие пряники было принято ставить в доме на видное место и хранить до следующего года. Такому прянику приписывалась магическая сила.
В наши дни изготовление козуль по-прежнему связано с новогодними праздниками. Козули дарят «по родне» или друзьям с пожеланиями счастья, здоровья и успехов в новом году. Этот праздничный обряд очень украшает жизнь города, приносит радость не только детям, но и взрослым. Козули стали своеобразным сувениром Архангельска и предметом коллекционирования любителей народного искусства.
В последние годы пряничное дело в Архангельске оживилось. Потомственные мастерицы щедро делятся своими знаниями со всеми, кто хочет освоить это искусство. За октябрь — декабрь мастерицы выпекают и расписывают не одну сотню пряников. Традиционными стали в городе ежегодные выставки «Северные козули», в которых участвуют не менее 30 мастериц, среди них — много потомственных или их учениц. Творчество каждой из них отличается своими особенностями: фантазией, настроением, темпераментом, вкусовыми качествами теста, способом украшения пряников. За последние годы расширилась тематика сюжетов, но главные праздничные персонажи — олень, конь, птица, Дед Мороз, Снегурочка, упряжка — остаются по-прежнему любимыми для всех мастериц.
Старинный способ украшения пряника — нанесение белой сахарной обводки по контуру фигуры с помощью деревянной палочки — сохранился в творчестве потомственных козульщиц сестер Серафимы Григорьевны Питателевой и Зои Григорьевны Абашкиной.
Перед тем как сесть расписывать пряники, Серафима Григорьевна долго настраивается — это самая трудная и ответственная часть работы. «Прежде чем глазурь делать научиться да пряник украшать — не один мешок сахару изведешь, — говорит мастерица. — Сейчас пищевую краску в глазурь добавляем, а раньше для цвета клюкву, свеклу, фисташковый орех применяли. Украшаешь не одну, а сразу несколько козуль, — поясняет мастерица, — обыкновенно с белого цвета начинаешь: делаешь по краю обводочку, а уж затем берешь другой цвет, какой тебе нравится. Раньше только палочкой и рисовали, делали для себя, старались, не спешили, а теперь иные и кулинарным шприцем пользуются, чтобы быстрее да побольше сделать…»
Перед мастерицей расставлены несколько блюдечек с цветной поливой — розовой, синей, зеленой, но главный рабочий цвет — белый. Он подчеркивает контур изображаемого, выделяет основные детали, создает характерный колорит архангельских козуль, ассоциирующийся со снегом белый узор. После контурной обводки Серафима Григорьевна на темно-коричневом фоне пряника в свободном равновесии размещает мелкие узоры: черточки, зигзаги, крестики, круги, солнышки и т. п., которые придают богатый наряд прянику. Подарочные большие козули украшаются особенно: крупные белые пятна подчеркивают те или иные смысловые детали изображаемого: рога оленя, седло коня, его грудь. По «земле» обычно выводится поздравительная надпись: «С Новым годом!», «С праздником! 1988», «На счастье!»
Анастасия Григорьевна Сташевская, также потомственная мастерица, пользуется иным способом украшения пряников. Козуля сначала целиком покрывается белой поливой, по которой затем наносятся волнистые сахарные струйки разного цвета, обозначающие те или иные детали изображения: бороду Деда Мороза, орнамент одежды самоедки (ненки), рога оленя и т. п. Завершает убранство пряника сверкающий «иней», так называет мастерица сахаринки, которыми поверх еще не застывшей глазури украшается пряник. Создается богатый декоративный эффект, своеобразная рельефная цветная искрящаяся фактура. В отличие от пряников С.Г. Питателевой и З.Г. Абашкиной здесь не подчеркивается пряничный материал, а скорее, наоборот, маскируется. Пряник превращен в «драгоценное» изделие, утонченное и изысканное, что соответствует его главной современной функции — служить подарком, предметом коллекционирования любителей народного искусства.
Мастерицы ревностно относятся ко всем новшествам в украшении пряников, к появлению новых пряничных сюжетов. Обсуждают все новое и, если понравится, пробуют сами. Так закрепляется удачно найденное кем-то из мастериц, и каждый новый год приносит свои дополнения к традиционному облику козуль.
Александра Ильинична Луговская первой стала выпекать пряники по типу козуль к 8 Марта — в форме восьмерок, украшенных элементами растительного орнамента. Здесь сказалось влияние старинного деревенского обряда — обычай выпекать весной витые из ржаного теста «змейки», «восьмерки», круги и т. п. Родом Александра Ильинична из Шенкурского района Архангельской области; изготовлению козуль научилась уже в наши дни в Архангельске от своей соседки, потомственной мастерицы М.Д. Варакиной. «Раньше пряники на все праздники делали… Вот и я придумала, к 8 Марта вырезаю восьмерки и украшаю, как козули, раньше таких не делали. У нас в деревне пекли восьмерки из житной муки на Богородицын день — 8 сентября: тесто пресное намесят, накатают жгутиков, восьмеркой завяжут — ив печь, — вспоминает мастерица. — Теперь пряникам все рады, и на свадьбы и на дни рождения стали заказывать, даже простым утушкам и звездочкам неразрисованным радуются — хоть сколько пеки, а уж козули — те особенно просят, в других городах такого нет. Да и какой праздник без пряника? Чем поздравлять будешь?»
Как и в прежние годы, пряничное искусство остается семейным делом. Первые ученики мастериц — их дети и внуки, которые принимают активнейшее участие в работе, а затем и самостоятельно пробуют свои силы. Спрос на козули увеличивается с каждым годом, и все больше не только пожилые, но и молодые женщины пробуют себя в пряничном искусстве. Пряники, рожденные сегодня, полны веселости, остроумия, фантазии. Нередко новоявленные мастерицы уходят от традиционной тематики, увлекаются самодеятельными приемами украшения, о чем приходится лишь сожалеть. Сохранить в чистоте традиционный вид народного искусства помогают ежегодно проводимые в Архангельском музее изобразительных искусств выставки северных козуль, где обычно критерием оценки мастерства служат работы ведущих потомственных мастериц города, их работы закуплены для коллекции музея. Для выставок мастерицам специально заказывается изготовление серии пряников по старинным формам, с традиционными приемами украшения. Обучаются изготовлению козуль и дети в кружках и студиях народного ремесла.
Старинное пряничное дело на Архангельской земле продолжает жить! Архангельская козуля — живая часть традиционного новогоднего обряда и лучший подарок гостям города. Залог ее дальнейшей жизни — коллективная форма народного творчества и возрождение, развитие культуры праздника в жизни современного общества.
Филева Н.А., 1991
По материалам Народные мастера. Традиции и школы / Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств ; сост. и общ. ред. М. А. Некрасовой. — Москва : Academia, 2006. — с. 65-75.