Вкус праздника

Новый год и Рождество — это праздник вкусов и ароматов. Ваниль, корица, мандарины с детства ассоциируются с теплом и безопасностью. Что же создает атмосферу праздника?

Новый год и Рождество пахнут по-особенному. В Центральной Европе — это запах корицы. Немцы не мыслят праздничного стола без ванильных полумесяцев, пряников и глинтвейна. А в Швеции булочки с корицей едят круглый год, а корица создает чувство уюта — хюгге. Существует тесная связь между аппетитными ароматами и определенными ситуациями в течение года.

Ваниль и орехи

Связь чувственного опыта с определенной ситуацией называется контекстуализацией. Для нас важны контекстуальные запахи. Австрийские ученые выяснили, что существуют ассоциативная связь между рядом запахов и возрастом. Выяснилось, что ваниль символизирует детство, а аромат орехов — старость. Сладкий вкус также четко ассоциировался с детством.

Немецкие ванильные полумесяцы готовят из сахара, орехов и ванили — идеальный симбиоза ассоциаций с беззаботным детством и мудростью старости. И это практически символ Рождества — праздника, посвященного рождению, Богу и продолжению жизни. Запахи также тесно связаны с определенными сезонами: аромат розы ассоциировался с летом, а апельсин, гвоздика и, прежде всего, корица — с зимой и Рождеством. Кроме того, запахи воспринимались как более знакомые и приятные в сезон, связанный с ними, чем в другие сезоны.

Запахи связаны с чувствами

Запахи никогда не бывают нейтральными, они всегда эмоционально окрашены. Причина этого заключается в том, что обонятельная информация оценивается во многих звеньях лимбической системы нашего мозга. Она состоит из различных областей мозга, которые отвечают за эмоциональную окраску, особенно при восприятии запахов. В то же время запахи связаны с гиппокампом, который отвечает за эпизодическую память.

Когда запах воспринимается впервые, мозг связывает его с эмоциональным состоянием, в котором человек находится в данный момент. Связь между запахом, эмоциями и ситуацией хранится в гиппокампе. Это часто приводит к тому, что запахи могут неожиданно вызвать эмоции или непроизвольные воспоминания.

Новый год и Рождество, особенно в детстве, неразрывно связаны с чувствами безопасности, ожидания и радости. Пахнет сладким печеньем и вкусной едой. Предвкушение подарков и праздника в канун зимних праздников нарастают до искупительного вручения подарков в полночь. Эти особенно позитивные чувства и переживания пропитаны рождественскими запахами и поэтому ассоциируются с этими положительными впечатлениями. Такие детские ассоциации, вероятно, останутся на всю жизнь, и поэтому эти чувства и воспоминания сразу же возникают вновь, как только в воздухе возникнет аромат корицы, имбирных пряников, мандаринов, дыма свечей и сосновой хвои — потому что именно так пахнет Новый год.

Согревающие специи: «дело нервов»

Пряности, входящие в состав пряников, глинтвейна и других рождественских лакомств раньше считались согревающими и поэтому идеально подходили для использования в зимних блюдах. Сегодня известно, что это всего лишь иллюзорный эффект, потому что на самом деле корица или имбирь не повышают температуру во рту. За эти иллюзорные ощущения тепла отвечает сенсорная система тройничного нерва. Помимо ощущения боли, прикосновения и реальных ощущений тепла и холода, она также создает иллюзии тепла.

Тройничный нерв расположен в слизистой оболочке рта и носа. Химические вещества специй возбуждают этот нерв, как и раздражающие вещества перца чили, и приводят к восприятию температурной иллюзии: нам кажется, что во рту становится тепло, потому что температурные рецепторы тройного нерва стимулируются также химическими веществами, содержащимися в перце чили, корице, душистом перце или гвоздике.

Чувство праздника в нашему носу

Мы воспринимаем ароматы пищи не только ноздрями. Когда пища попадает в рот, мы также чувствуем ее запах потому, что существует соединение между ротовой и носовой полостями — этот процесс известен как ретроназальное обоняние. Ароматы попадают из ротовой полости через глотку в носовую полость, где возбуждают обонятельные рецепторы.

Это явление легко проверить экспериментально: если вы зажмете нос и положите в рот сахар с корицей, вы почувствуете только сладость сахара. Но если вы отпустите нос, запахи снова смогут беспрепятственно подняться из ротовой полости через глотку к обонятельному эпителию, и вы внезапно также «почувствуете вкус» корицы. В более узком смысле мы «пробуем» только основные типы вкуса, тогда как множество ароматов мы воспринимаем с помощью ретроназального обоняния. Так что в действительности вкус Рождества также возникает из-за обонятельного восприятия.

Праздник для всех чувств

Наше восприятие вкуса и запаха не являются независимыми друг от друга, а влияют друг на друга. Но то, что мы видим и слышим, также влияет на вкус.

Когда рождественское меню вкусное, информация от всех наших органов чувств взаимодействует: музыка, цвета и освещение, социальная ситуация — мы собираемся с близкими — температура снаружи и внутри, эмоции, а также религиозно-духовные чувства также имеют решающее значение для вкусовых ощущений. Такое пиршество чувств особенно желанно в такое «бедное» с точки зрения стимулов время, как зима, когда цвета и запахи природы кажутся тусклыми.

Есть глазами

«Ты ешь глазами» — эта поговорка уже много раз была доказана научно. Как цвет самой пищи, так и цвета обстановки — тарелок, салфеток, скатертей — влияют на наше пищевое поведение и впечатления от еды. Например, цвет продукта говорит нам о том, все ли с ним в порядке — не испорчен ли он, достаточно ли созрел или приготовлен, недоварен или подгорел. Жаркое должно иметь золотисто-коричневый цвет, печеные яблоки должны быть румяными, а ванильные полумесяцы бледно-коричневыми и присыпанными сахарной пудрой, как снегом.

Цвет еды ассоциируется у нас прежде всего со вкусом, но также и с эмоциями. Типичные рождественские цвета — красный и зеленый. Красный означает высокую интенсивность — будь то интенсивная сладость, как у яблок или ягод, или острота, как у чили. В эмоциональной сфере красный означает любовь. С другой стороны, зеленый является успокаивающим цветом. Поэтому красный и зеленый — подходящие цвета для семейного праздника.

Чем сильнее визуальные контрасты на тарелке, тем больше будет съедено. Но цвет самой тарелки также может иметь значение: красный цвет также обладает предупреждающей функцией, то есть люди едят из красной тарелки значительно меньше, чем из белой. Было доказано, что горячий шоколад вкуснее всего в оранжевых чашках. Не стоит пренебрегать и цветом столовых приборов: черные ложки делают и белый, и розовый йогурт значительно менее сладким, чем белые ложки. С другой стороны, синий цвет усиливает соленость.

Цвет освещения в помещении также способен влиять на наше вкусовое восприятие. В ходе экспериментов вина при красном свете оценивались значительно лучше, чем при зеленом или белом. Кроме того, в зависимости от типа освещения воспринимаются и другие сенсорные характеристики. Это означает, что уютное освещение от камина или свечей в рождественский сезон идеально подходит для того, чтобы наши напитки были вкусными.

А также уши

Помимо глаз едят и ушами. Мы судим о качестве еды по звукам, которые она издает, когда мы ее режем, ломаем или жуем. Но фоновая музыка также влияет на наше поведение во время еды и питья. Принципы просты: музыка должна соответствовать ситуации — дэд-метал перед новогодней елкой ухудшает оценку еды и напитков, которые раньше нравились. Музыка также влияет на пищевое поведение: если музыка быстрая, мы едим и пьем быстрее. Чем громче музыка, тем больше мы пьем — хотя это применимо только в определенных ситуациях, в баре или рок-концерте.

Бизнес тоже пахнет праздником

Давно известно, что атмосфера в магазинах и кафе оказывает сильное влияние на опыт и поведение потребителей. Правильная атмосфера создает ощущение благополучия и впечатление подлинности, а музыка и запахи являются здесь решающими факторами, особенно в рождественской обстановке. Было показано, что покупатели оценивают магазин и предлагаемые товары значительно выше, когда рождественские ароматы и музыка используются в сочетании, чем без аромата или с другой музыкой. Аромат Рождества в сочетании с нерождественской музыкой, напротив, снижал рейтинги, поскольку такое сочетание казалось неуместным.

Желаемым является последовательным чувственный образ ситуации без противоречий, т.е. праздник для всех органов чувств. Это касается не только торговых центров, но и дома перед новогодней елкой. Дома мы сами создаем праздничную атмосферу. Однако за пределами дома наши четкие представления о том, каким должен быть праздник на вкус, запах, звук и внешний вид, могут сделать нас объектом манипуляций со стороны других людей. Поэтому возможно, что Рождество всегда немного пахнет спекуляцией.

Оригинал: Warum Weihnachten so gut schmeckt