Архив рубрики: История пряника

Пряники медовые, пряники печатные

— Самый большой пряник у нас в городе — на нем две стерляди и кольцо — килограм­ма на три. Вот раньше были именинные, так в дверь не проходили — приходилось сни­мать. «Дарю тому, кто дорог сердцу моему»,— писали на таких. Правда, доски от них не сохранились, теперь о них толь ко в книгах можно прочитать. А то бы впору на стену, как картину, вешать. Доски эти для нашей пекарни сам хозяин ее делал — Бахарев. Сам и пря­ники выпекал, а вот по этому съезду к Волге был нижний базар — тут и продавали. Ско­лько сортов разных и видов — не счесть. Ведь до революции в Городце промысел этот был семейный — до тридцати семей им кормились. Мужчины формы резали, жены пряники выпека­ли. У каждой свои рисунки, свои кулинарные секреты. По всей Руси зазывали на ярмарках коробейники:

с днем свадьбы Читать далее

Нолинский пряник

Нолинский пряник с давних времен — любимое лакомство детей и взрослых всей Кировской области и соседних регионов. Пряничное производство в городе Нолинске было основано в середине XIX века, а купцы, выпускавшие эту сладкую продукцию, вошли в историю Вятской земли.

нолинские пряники

Читать далее

Отличная новость из ЖЖ: альбомы с пряничными досками

Юзер ataggonyi в нашем ЖЖ-сообществе про пряники поделился отличной новостью: издательство «Официнна» выпустила 2 замечательных альбома пряничных досок:

альбом пряничных досок

140548_original

Читать далее

Пряничные доски. Воронов В.С.

Пряники издавна играли многообразную обрядовую роль в старом русском быту. Сложные свадебные обряды и пиршества, поминовение умерших, дни новоселья, приношение пряников в так называемое «прощеное воскресенье» и дни именин, праздничные трапезы и другие отличительные моменты народной жизни имели в старину теснейшую обрядовую связь с декоративными пряниками. Последние были и вообще как бы обязательным элементом почти каждого неочередного и праздничного столовапия, представляя собой наиболее доступное и широко распространенное лакомство. Изготовлялись пряники, подобно хлебу, квасу и браге, хозяйственным домашним способом. Доски для печатания, по-видимому, бытовали в домоводствах старых многолюдных семей.

Позднее усложнившиеся потребности и вкусы народной жизни в этом направлении стали обслуживаться специальными пряничными заведениями или «заводами», изготовлявшими на продажу в громадных количествах пряники разных сортов, величин, форм, вкуса и ценности. Подобные производственно-торговые предприятия имели особенно широкое место в XIX веке.

Непременной технической принадлежностью как пряничного завода, так и домашнего приготовления пряников, служили резные доски, формовавшие — отпечатывавшие— лицевую сторону пряников, которые исстари усвоили себе на этом основании наименование «печатных». Пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного убранства изготовлялись из хорошо выдержанного материала (береза, груша, ива, липа) мастерами-резчиками, в художественном ремесле которых хранилась длительная преемственность народных вкусов и техники. Являясь прямым ответом на потребности домашнего хозяйства и возникая в среде художественно-бытового ремесла, пряничные доски служат важным и ценным материалом при изучении сложного комплекса памятников народного бытового искусства. Соединяя в себе одновременно и технические, и художественные основы широко распространенного промысла, эти оригинальные доски приобрели отличительную четкость и выразительность как в резном мастерстве, так и в декоративных мотивах. Доски для пряников из обширного собрания Государственного Исторического музея нужно относить, в главной их части, к техническому инвентарю старых пряничных заводов XVIII—XIX веков. По совокупности формально-технических, художественно-иконографических и бытовых признаков эти доски могут быть подразделены на пять главенствующих типов. Значительно различаясь между собой, эти объединения поддаются обособленным типологическим характеристикам. О полной замкнутости и изолированности одного типа от другого, разумеется не может быть речи. Кристаллизуясь в быту и художественном ремесле с обычной, свойственной народному искусству медлительностью, накапливая и проясняя свои формальные особенности в долговременном процессе, они сохраняют также многие черты общего характера. Эта общность выражается в переходящих, изменяющихся в трактовке, но устойчивых внутри иконографических мотивах и в единообразном складе резной техники.

Вышеуказанные пять типов пряничных досок можно обозначить следующими наименованиями:

  1. Фигурные
  2. Штучные
  3. Наборные
  4. Почетные
  5. Городские.

Читать далее

Когда отмечать день пряника?

21 апреля часто называют международным днем пряника. Отчего и почему выяснить не удалось.

В Туле день пряника отмечают 28 сентября. В прошлом году празднования прошли в местном старинном Кремле. Интерактивное представление, пиротехническое шоу, выступления творческих коллективов и, конечно, пряничная ярмарка — вот что преподнесли организаторы на праздник в 2012 году. Можно предположить, что это праздник местный, посвященный только тульскому прянику. Но откуда взялась дата найти не удалось.

В Саратове день пряника провели 24 апреля:

Читать далее

Пряничный дайджест №1

Обзор пряников Европы и России, их история и рецепты опубликовали в журнале «Наука и жизнь» №12, 2012.

Нюрнбергский пряничник. Гравюра 1520 года.

Нюрнбергский пряничник.
Гравюра 1520 г.

Обычай дарить друг другу пряники на Рождество родился в Западной Европе и пришел в Россию в XVIII веке. Ведут ли русские рождественские пряники своё происхождение от традиционных рождественских пряников лебкухен (lebkuchen), которые появились на юго-востоке Германии, во Франконии, в XIII веке, до сих пор остается загадкой. Тем не менее между ними есть определённое сходство.

Лебкухены представляли собой украшенные сахарной глазурью медовые пряники с цитроном, миндалем и большим количеством пряностей. Франкония, крупнейшим городом которой является Нюрнберг, совершенно особенная часть современной Баварии. Удачное расположение городов Баварии на пересечении торговых путей позволяло кондитерам и пекарям, начиная с XIV века, использовать самые разнообразные и дорогие пряности, что и стало главным отличием выпекаемых там пряников. Наиболее преуспели пекари из Нюрнберга, где в 1808 году на свет появился отличавшийся особо нежным вкусом и тонким ароматом пряник, названный «пряником Элизы» (Elisenlebkuchen) — то ли в честь прекрасной Элизы, дочери пекаря, создавшего это чудо кулинарии, то ли из подхалимажа к жене маркграфа, которую звали Элизой, то ли в честь святой Элизы — покровительницы всех немецких пряничников. В 1996 году рецептура, технология и название этого пряника были защищены специальным законом, позволяющим изготавливать его только в Нюрнберге. Старинные и современные рецепты пряников из Франконии включают в различных пропорциях муку, орехи и мёд, а также звездчатый анис, гвоздику, имбирь, кардамон, кориандр, мускатный орех, душистый перец, корицу и различные цукаты. Лебкухены бывают самой разнообразной формы. Они могут быть простыми неглазурованными либо покрытыми шоколадом или сахарной глазурью.

Читать далее

Пряничное дело в Туле до 1917 г.

Был жарок цех.
Витал ванильный дух,
И оживал, румянясь перед нами.
Прославленный за всеми рубежами
Тот пряник тульский — чудо женских рук.

Сергей Галкин

Тула — город во многом не похожий на другие русские провинциальные го­рода, прежде всего — своей самодостаточностью, которая связана с ремеслами и промыслами, до­стигшими в руках тульских умельцев успехов, нигде не виданных и ставших по сути своей на­стоящим искусством.

Самовар и пряник — устойчивые атрибуты тульского чаепития, которое не в такой моде в мире, как японская чайная церемония, но все же знак нашей тульской самобытности.

Бытуют легенды о семи чудесах света. Туляки не без гордости говорят, что знаменитый туль­ский печатный пряник — восьмое чудо света. И, ссылаясь на давние сказания, знатоки утверждают  что пряничное ремесло возникло в Туле гораздо раньше оружейного, самоварного или гармонного. Возможно, это очень смелое высказывание  но нет сомнения, что пряник — это произведение высокого, подлинно народного искусства, идущее из глубоких недр далекого прошлого. И, несомненно, древняя Тула является столицей пряничного производства.

Читать далее

Русские пряничные игрушки

Пряники (от слова «пряный». то есть пахучий и приятный на вкус) считались на Руси лакомством и входили в традиционное праздничное угощение как в бедных, так и богатых домах, вплоть до царского стола. Но в некоторых губерниях, например, в Саратовской и Калужской, в пряники еще и играли.

Чаще всего такие публичные игры устраивались во время ярмарок и базаров, где желающие продемонстрировать свое умение собирались и соревновались в кидании пряников на расстояние. Игрок, чей пряник летел дальше всех, и. падая на землю, не разбивался, считался выигравшим и получал его в качестве приза. Играли в пряники и по-другому: брали пряник в руку так, чтобы он от одного удара мог разломиться на три части. Игры в пряники пользовались популярностью и среди взрослых, и среди детей.

Читать далее

Легенда о тульском прянике

В давние-предавние времена, один князь, отведав тульских пряников, тут же вознамерился печь такое же лакомство у себя в княжестве, чтобы дивить гостей посольских. Позвал он из Тулы-города искусного мастера пряничных дел и сказал ему: «Коли угодишь мне, коль пряники будут вкуса тульского, осыплю тебя жемчугом да золотом, а не угодишь — покрою позором». Согласился мастер, потому как в славе находил среди тульских пряничников. Стал он колдовать — работать, а когда пряники были готовы, попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и в гневе обозвал мастера неумехой — мошенником за то, что пряники были вкуса не тульского и прогнал с позором.

Позвал князь из Тулы другого пряничных дел мастера и сказал ему то же, что говорил первому, с позором прогнанному. И второй мастер согласился, потому как еще в большей славе ходил среди тульских пряничников. Оглядел этот мастер сусеки с мукой, заглянул в колодец и говорит князю такие слова: «Подавай князь, сюда воду и муку тульскую, иначе работать не согласен». Подумал-подумал князь и ответил: «Будь по твоему». И приказал своим людям доставить в княжество, что требовал мастер. Когда муку и воду привезли, стал колдовать-работать пряничник, а потом попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и еще в большем гневе прогнал мастера с позором.

А чудо-лакомство не выходило из княжеской головы, и позвал он из Тулы третьего пряничных дел мастера, совсем уж не имевшего себе равных, и сказал ему те же слова какие говорил первому пряничнику и второму прогнанных с позором. Третий мастер взял муку на язык, попробовал и сказал: «Хороша мука». Оглядел он воду, зачерпнул ковшиком, отпил глоток, во рту подержал и сказал: «Хороша водица». «Ну, приступай к работе и помни наш уговор»,- сказал ему князь. Мастер подумал-подумал и ответил: «Приступлю князь, но при таком еще условии — «Окромя тульской муки, да окромя тульской воды, подай сюда, князь, и воздух тульский, тогда будет вкус у пряников такой, какой тебе надобен». Задумался грозный князь. Понимал он, что привезти воду и муку из Тулы не хитро, а воздух привезти нельзя. Думал — думал князь и мигом изменился, лицом посветлел. Отпустил он пряничных дел мастера, наградив его жемчугом и золотом за находчивость.