Северные козули

Словно пришельцы из древнего мира старых поверий, ожили в доме Марфы Егоровны Сидо­ровой фантастические хлебные фигурки — леп­ные рождественские козули.

— Это вот — козулька, а это — козлик, а это — курочка своего детеночка несет…

Марфа Егоровна расставляет готовые фигур­ки на противне, чтобы затем посадить их в рус­скую печь.

М.Е. Сидорова
М.Е. Сидорова

Еще недавно в северных деревнях — на ре­ках Мезени и Пинеге, на Терском берегу Бело­го моря лепили накануне Рождества хлебные фигурки в виде домашних животных и птиц. В этом обряде, давно утратившем свое магическое значение, сохранились отголоски древних язы­ческих верований. Праздник нарождения Солн­ца у древних славян был богато обставлен дей­ствиями, направленными на обеспечение здоро­вья скота, хорошего урожая, благополучия се­мьи. Языческие жертвоприношения богам свя­щенных животных — оленя, коровы, барана, бывшие необходимым элементом давнего праз­дничного обряда и впоследствии запрещенные христианской религией, заменялись ритуалом поедания изображений животных из теста1. Не случайно на Мезени рождественские вечеринки, где девушки угощали парней своими козулями, назывались братчинами.

— Накатаем козуль, договоримся — кто поскольку… А парням накажем: вы, ребята, из лесу придете — не пейте, не ешьте — будем сегодня чай с козулями пить у кого ли… Едим козули да хвалим, у кого всех вкусней наделаны. А потом веселье да игры начнутся. Называлось это — братчи­на, это на 3-й день либо на 4-й после Рождества, — вспо­минает Мария Ефремовна Базарева, родом из Лешуконского района Архангельской области. Здесь козулями называли не только фигурное печенье из пресного ржаного теста, но и сдобные, на масле, «витушки» из белой муки.

Читать далее «Северные козули»

Городецкие пряничные доски

Эта специфическая форма резьбы существовала в це­лом ряде городов и местечек Центральной России, но, пожалуй, только в Городце она стала подлинным искус­ством.

Пряничные доски городецкие мастера поставляли и в другие города, в особенности в соседние, где суще­ствовал пряничный промысел, использовавший для «пе­чатных» пряников доски-штампы.

Когда возник пряничный промысел в Городце, уста­новить трудно. Вероятно, в XVII столетии, так как в писцовой книге, относящейся к концу века, отмечено пряничное производство, но, во всяком случае, расцвет этого промысла наступает лишь в XIX столетии. Раз­витие этого промысла связано с переводом Макарьевской ярмарки, этого мощного всероссийского торжища, из Макарьева в Нижний Новгород.

«Городецкие жители занимаются… печением пряни­ков, которые славятся во всем Поволожье и Восточной России и расходятся в Пермскую, Оренбургскую губер­нии и даже на Дон»,— писал в 1862 году Н. П. Бого­любов.

Пряничная доска. Пароход «Владимир»
Пряничная доска. Пароход «Владимир»

Читать далее «Городецкие пряничные доски»

Устюженские пряники

Устюжна -город в Вологодской области. Устюжна раньше называлась Устюжна Железнопольская и Устюжна Железная. Это был город кузнецов, оружейников. И, что характерно, в Устюжне делали печатные пряники, в свое время не менее известные, чем тульские. Но с течением времени Устюжна перестала быть промышленным центром, и слава города сошла на нет, а с ней забылись и пряники. Сегодня тульские пряники в Москве все пробовали и знают, а устюженские пряники можно купить и попробовать только в Устюжне. Их там делают без начинок в отличие от тульских и утверждают, что настоящий пряник должен быть без начинки.

Читать далее «Устюженские пряники»

Подарок из Тулы

Пряник был куплен, рассмотрен и продегустирован. Он оказался в меру дешевым, в меру красивым и в меру вкусным. Этот нехитрый эксперимент входил в план подготовки к предстоящей командировке. Он был поставлен у прилавка московской булочной.

Признаться, не очень приятно писать о вещах, к которым не испытываешь расположение. И не состояться бы этой главке о пряниках, если бы не одно обстоятельство, хорошо знакомое тем, кто понимает толк в еде. Истинный ценитель хочет, чтобы купленный им дорогобужский сыр был сделан в Дорогобуже, а киевский торт — в Киеве. Он ищет в магазинах «Цинандали» тбилисского разлива.

Разломанный пополам и съеденный у прилавка тульский пряник был сделан в Москве…

Читать далее «Подарок из Тулы»

Пряники и коврижки

Пряники — древнейшее лакомство многих народов. История пряничных изделий тара как мир — с тех пор, как человек прознал мед, муку и огонь. При вскрытии египетской гробниц в ней были обнаружены выпечные изделия из меда. Египет по праву считается родиной этих изделий. При раскопках в Италии были обнаружены глиняные негативы, которые служили формами для изделий из меда — медовников. Пряниками же их стали называть значительно позже, со времени Больших географических открытий и «открытия» волшебного мира пряностей — пряных семян, трав, коры и корней и проникновения их в мир кулинарии.

Постепенно изделия из меда распространились в Европу, приобретая все большую популярность у германских народов, западных и восточный славян, поначалу использовались в обрядовых целях.

Читать далее «Пряники и коврижки»

По старому Рождественскому обычаю

Яркие звезды в холодном январском небе еще не поблекли, а свет в заснеженных избах на Терском берегу уже горит. Седьмого января в поморских деревнях просыпаются рано, чтобы успеть приготовить к утреннему чаю козули. Так уж повелось в этих северных местах: в день Рождества стряпают из ржаной муки печенье в виде фигурок коз, лошадей, овец, коров, оленей — их-то и называют козулями.

Поморские козули
Поморские козули

Читать далее «По старому Рождественскому обычаю»

Каргопольские тетеры

Каргопольское весенне-обрядовое витое печенье «тетёры» («тетёрки»), «вьюхи» или «кокурки».

Тетеры. Архангельская обл., 1977
Тетеры. Архангельская обл., 1977

Читать далее «Каргопольские тетеры»

Архангельские козули — искусство Севера

Своеобразную область народ­ного искусства Севера пред­ставляют художественные изделия из теста — козули, вы­пекаемые по сохранившемуся здесь обычаю мастерицами Архангельска в канун Нового года. Они отличаются от пе­чатных пряников Центральной России — тульских и москов­ских; в Архангельске суще­ствует своя школа прянич­ного дела.

Архангельские козули
Архангельские козули

Читать далее «Архангельские козули — искусство Севера»

Поморские козули

В поморских семьях сохранилось много предметов старины – памятников народной культуры поморов. К ним относится и игрушка, вековая история которой связана с творчеством народа, его национальным своеобразием.

В деревнях Чапоме, Пялице, Чаваньге, Тетрино, Стрельне до сих пор делают игрушки из ржаного теста.

Поморские козули
Поморские козули

Читать далее «Поморские козули»

Изобразительные мотивы на пряничных досках

В XVII-XIX веках в России искусством пряничного дела славились города Архангельск, Вологда, Вязьма, Городец, Москва, Тула, Тверь. Пряники создавали разнообразными способами: их лепили, вырезали при помощи металлических форм и, наконец, печатали с помощью деревянных досок. Фантазия народных мастеров вызвала к жизни веселые образы пряничных рельефов. В орнаментальный рисунок рельефов входят преобразованные элементы реальных форм: перья птиц, чешуйки рыб и т.д.

Пряники получили распространение на Руси с древнейших времен. Их дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Пряники, предназначенные для подарков, в почесть, часто делали по специальному заказу очень большими. Некоторые из них были так велики, что весили по несколько пудов. Чтобы такой подарок доставить по назначению, его везли на санях, а иногда и на двух.

Накануне Нового года крестьяне многих русских деревень справляли коляды. К этому дню всегда пеклись фигурные пряники в виде птичек, которые так и назывались — колядки.

Читать далее «Изобразительные мотивы на пряничных досках»